Статьи

Гамзатовский университет в рамках НИР выявил важность психолого-педагогической поддержки семей участников СВО

Сотрудники кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова в рамках госзадания Минпросвещения России в 2024 году выполнили прикладную научно-исследовательскую работу по направлению «СВО: посттравматический синдром, психологическая поддержка детей в школе. Образовательный процесс в новых территориях». В ходе проекта «Психологическое сопровождение семей военнослужащих, мобилизованных на СВО, как условие развития жизнестойкости и субъективного благополучия личности» была обозначена важность психолого-педагогической поддержки семей участников СВО. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе ДГПУ им. Р. Гамзатова.

«В современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам обучения и воспитания учащихся, неоднократно подтверждалось, что уровень субъективного благополучия влияет на психологическое здоровье, психическое развитие, формирование личности школьников разного возраста и успешность процесса обучения. В этой связи выявление особенностей субъективного благополучия, эмоционального состояния учащихся категории повышенного психолого-педагогического внимания является одной из актуальных задач психологической службы образовательного учреждения. Важно отметить, что отсутствие адекватной психологической поддержки может усугубить негативные эмоциональные переживания, состояния подавленности и тревожности, переживаемые в семье, что делает необходимым создание системной программы помощи для данной категории детей», – отметил заведующий кафедрой психологии ДГПУ им. Р. Гамзатова Магомед Далгатов.

В исследовании приняли участие члены семей участников СВО – школьники, их родители, а также педагоги-психологи и классные руководители. Всего было задействовано 560 учащихся из 95 образовательных учреждений Махачкалы, Каспийска, Буйнакска, Кизилюрта, Хасавюрта, Дербента.

Для изучения психологического состояния и жизнестойкости детей участников СВО были применены различные методы, адаптированные под их возраст. Так, среди младших школьников использовались методика Дембо – Рубинштейн «Диагностика самооценки», графический метод определения эмоционального уровня самооценки, два субтеста и детский тест психологической устойчивости. У учащихся средних классов применялись методика Дембо – Рубинштейн, тест на психологическую устойчивость и опросник психологического благополучия школьников. Состояние старшеклассников оценивалось с помощью методики, определяющей психическую активность, интерес, эмоциональный тонус, уровень напряжения и комфорта, теста на психологическую устойчивость и шкалы психологического благополучия.

Для родителей или опекунов школьников использовались шкала субъективного благополучия и тест жизнестойкости. Педагоги заполняли специальный протокол наблюдения за детьми ветеранов СВО.

На основе проведенного анализа коллектив вуза пришел к выводу, что субъективное благополучие является ключевым личностным ресурсом психологического и психического здоровья, а организация психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса – это обязательное условие для развития у человека чувства субъективного благополучия. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает как отслеживание психологического состояния учеников, учителей и родителей, так и оказание им консультативной помощи, проведение коррекционных и развивающих мероприятий в рамках работы психологических служб в образовательных учреждениях.

В условиях проведения спецоперации оказание психолого-педагогической поддержки семьям военнослужащих, участвующих в СВО, становится важной задачей для образовательных организаций на территории России.

«На основе результатов исследования мы рекомендуем психологическим службам образовательных организаций Республики Дагестан проводить психолого-педагогическое сопровождение членов семей участников СВО на регулярной основе согласно Алгоритму сопровождения детей участников (ветеранов) специальной военной операции, обучающихся в образовательных организациях, разработанному в помощь специалистам Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России, Минздравом России (при участии Минобороны России, МЧС России). Несомненно, остался ряд неисследованных проблем в рамках данной тематики госзадания, в частности ответ на вопрос, каковы дополнительные социально-психологические факторы, которые оказывают влияние на развитие жизнестойкости и субъективного благополучия личности субъектов образования – детей участников СВО», – рассказал Магомед Далгатов.

Кафедра психологии ДГПУ им. Р. Гамзатова планирует расширить свое исследование по данной проблематике и провести работу в других образовательных организациях Дагестана и Северного Кавказа.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/gamzatovskiy-universitet-v-ramkah-nir-vyyavil-vazh/
Made on
Tilda