Статьи

Ученые ЧГПУ разработали диагностические материалы, которые помогут учителям оценить уровень функциональной грамотности у школьников

Коллектив Чеченского государственного педагогического университета в 2024 году реализовал научно-исследовательскую работу, связанную с методическим сопровождением развития компетенций молодых преподавателей по формированию функциональной грамотности у обучающихся с привлечением лауреатов и победителей национальных конкурсов педагогического мастерства России и стран СНГ. О задачах, которые стояли перед учеными, а также результатах НИР федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.

«Функциональная грамотность, которая стала основой исследования, подразумевает не только знание первостепенных фактов, понятий из области естественных и гуманитарных наук, но и умение применять эти знания в реальных жизненных ситуациях, анализировать информацию, критически мыслить и принимать обоснованные решения. В контексте современного этапа развития образования она является ключевым компонентом успешной социально-экономической адаптации личности в быстро меняющемся мире», – отметила Аминат Абдурзакова, кандидат биологических наук, доцент, декан факультета естествознания ЧГПУ.

По ее словам, перед научным коллективом вуза стояли задачи разработки методики исследования профессиональных дефицитов педагогов, а также поиска эффективных подходов оценки уровня профессиональных компетенций молодых учителей в сфере формирования функциональной грамотности у обучающихся.

В рамках НИР был использован опыт Международной педагогической мастерской победителей и лауреатов национальных конкурсов педагогического мастерства России и стран СНГ, функционирующей при поддержке ЧГПУ как научно-экспериментальная площадка для исследования, описания продуктивных международных практик, методик и технологий в образовании.

По инициативе Алихана Динаева, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», заведующего педагогической мастерской университета, в ходе реализации научной деятельности создано методическое объединение, направленное на поддержку учителей в вопросах развития компетенций по формированию функциональной грамотности у школьников с привлечением лауреатов и победителей национальных конкурсов педагогического мастерства России и стран СНГ.

«С участниками проекта в онлайн- и офлайн-формате работали Артем Барат, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»; Иван Колечкин, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010»; Евгений Ковалев, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»; Анастасия Шрамко, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»; Зауреш Кожанова, победитель конкурса National Teacher Prize 2021 и номинант на глобальную премию учителей Global Teacher Prize 2023; а также Эмма Сафиуллина, заслуженный учитель Башкортостана, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Башкортостан – 2018». В настоящее время созданное методическое объединение успешно продолжает свою работу», – пояснила Аминат Абдурзакова.

Кроме того, ученые ЧГПУ подготовили методические рекомендации по тематике исследования и провели серию семинаров-практикумов, способствующих расширению представлений работников образования о способах формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

В вузе обратили внимание, что в ходе НИР изучены и проанализированы научно-теоретические и методические материалы по проблеме функциональной грамотности школьников в современной образовательной практике. Составлен аннотированный каталог информационно-аналитических изданий, который учителя могут использовать в своей профессиональной деятельности.

«Также наши ученые разработали диагностические материалы, позволяющие оценить на основе концепций современных международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS уровень функциональной грамотности у обучающихся и выявить профессиональные затруднения педагогов в сфере ее формирования. На основе подготовленных материалов провели тестирование, в котором приняли участие 131 учитель и 195 учеников 8-х классов из образовательных учреждений Чеченской Республики. Результаты исследования показали, что педагоги испытывают трудности в организации работы, направленной на развитие математической, естественно-научной, читательской и финансовой грамотности. В результате этого школьники демонстрируют недостаточный уровень подготовки в области естественных наук и математики», – сказала Аминат Абдурзакова.

Для преодоления существующих дефицитов и профессиональных затруднений для учителей в рамках НИР разработали программу курсов повышения квалификации «Проектирование ситуационных заданий для обеспечения формирования и оценки функциональной грамотности школьников» и подготовили сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики, физики, биологии и ОБЗР.

Апробация полученных результатов исследования прошла на базе ЧГПУ в ходе всероссийской научно-практической конференции.

Также была проведена олимпиада по функциональной грамотности, участниками которой стали студенты Чеченского государственного педагогического университета, Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, Гуманитарно-педагогического колледжа и учащиеся СОШ № 8, СОШ № 38 и Математической школы г. Грозного.

«Олимпиада состояла из двух этапов. Всего было разработано 40 заданий, которые включали в себя текстовые задачи, таблицы, диаграммы, графики, направленные на развитие навыков ребят анализировать информацию, делать выводы и применять полученные знания на практике. В ходе мероприятия обучающиеся продемонстрировали свои умения в разных предметных областях, а также смекалку и творческий подход», – добавила Аминат Абдурзакова.

В вузе подчеркнули, что все результаты, полученные в ходе реализации НИР, внедрены не только в процесс, направленный на самообразование учителей, но и на подготовку будущих педагогов, что, несомненно, способствует всестороннему развитию их мастерства, а также открытию новых граней и возможностей выбранной профессии.


https://edu.ru/news/pedagogicheskoe-obrazovanie/uchenye-chgpu-razrabotali-diagnosticheskie-materia/
Made on
Tilda