Статьи

В ВГПУ разработали методологию исследования личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов

Ученые Воронежского государственного педагогического университета в 2024 году реализовали научно-исследовательские работы по четырем темам. В реализации НИР участвовали 15 специалистов ВГПУ. Об этом порталу «Российское образование» рассказали в ректорате вуза.

Так, в рамках исследования по теме «Моделирование работы психолого-педагогических классов в современных условиях» воронежские ученые проанализировали особенности таких классов и разработали концептуальные основы деятельности профильных ППК. Итогом стало создание десяти организационных моделей функционирования психолого-педагогических классов, которые могут широко применяться в процессе профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии. Наиболее перспективной моделью может стать региональный психолого-педагогический кластер, добавили в вузе.

Также реализована НИР по теме «Коррекция личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей». Воронежские специалисты разработали методологию исследования комплексной личностно-профессиональной дефицитарности у будущих педагогов как воспитателей. Практическая значимость данного исследования заключается в определении и описании конкретных механизмов и детерминантов личностно-профессиональной дефицитарности у будущих педагогов как воспитателей. Ученые разработали критериально-диагностический комплекс, провели диагностику и анализ результатов, было дано «портретирование» комплексной личностно-профессиональной дефицитарности у будущих педагогов как воспитателей. Также в вузе теоретически обосновали и разработали модель коррекции личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей в социокультурной среде вуза. Результаты НИР могут быть применены в системе образования педагогических кадров, системе повышения квалификации и переподготовки учителей.

Еще одна НИР была реализована по теме «Апробация модели мотивации обучающихся в Демократической Республике Конго и Республике Конго к изучению русского языка и разработка научных основ создания современного учебника, отвечающего задачам формирования у обучающихся мотивации к изучению русского языка». Это исследование стало продолжением темы 2023 года, оно направлено на практическую апробацию полученных теоретических результатов. В итоге была внедрена модель мотивации к изучению русского языка в образовательную практику центров открытого образования на русском языке в Демократической Республике Конго и Республике Конго. Это должно способствовать увеличению интереса к изучению русского языка не только как языка

великой культуры и литературы, но и как языка конкурентоспособного образования и профессионального роста.

Воронежские ученые в 2024 году реализовали НИР по теме «Моделирование процесса порождения текста на основе данных регистратора нажатий клавиш и дистрибутивных семантических моделей: общее, индивидуальное и контекст». В ходе работы впервые был выполнен библиометрический обзор исследований в области моделирования процесса текстопорождения с использованием кейлоггеров. Также были сформированы уникальные датасеты на русскоязычном материале, содержащие данные о процессе порождения текста, собственно текст как финальный продукт и многослойную разметку. Были получены новые научные данные об отношениях между семантическим расстоянием и длительностью пауз с учетом индивидуального фактора, а также новые данные о лингвистических характеристиках и типах минимальных структурных единиц текстопорождения, выделенных на основании комбинированного паузально-семантического критерия.

«Полученные научные результаты могут быть использованы для решения различных прикладных задач, в том числе связанных с разработкой программных продуктов, направленных на повышение уровня развитости навыков создания письменных текстов, в том числе на иностранном языке, что является перспективным направлением исследований (writing assistants)», – пояснили в вузе.

Кроме того, Воронежский педуниверситет в рамках соглашения по созданию Учебно-педагогического округа тесно сотрудничает с Азовским государственным педагогическим университетом. В 2024 году вузы совместно реализовывали исследования по девяти тематикам государственного задания Минпросвещения России при участии 44 ученых ВГПУ.
Made on
Tilda