Статьи

ЧГПУ разрабатывает проекты по совершенствованию коммуникативной культуры молодых педагогов

Результатом реализации в 2024 году Чеченским государственным педагогическим университетом научно-исследовательской работы по направлению «Внедрение единых образовательных программ: методики, технологии, потребности в модернизации» стало создание «Методики эффективного развития коммуникативной культуры молодых учителей русского языка и литературы, осуществляющих педагогическую деятельность в условиях национально-русского двуязычия». Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в ЧГПУ.

«Разработанная в рамках НИР методика включает в себя четыре основных этапа: диагностико-аналитический, организационно-методический, содержательный и завершающий. Они предполагают: определение уровней коммуникативной культуры учителей с использованием диагностического инструментария, организационно-методическое обеспечение, а также непосредственно саму реализацию программы совершенствования коммуникативной культуры учителей-словесников и анализ динамики ее развития», – отметила Малка Лечиева, кандидат психологических наук, доцент, завкафедрой психологии ЧГПУ.

Она обратила внимание, что реализация проекта осуществлялась по госзаданию Минпросвещения России.

Апробация методики прошла на площадке Школы молодого словесника «Рефлексия», функционирующей при ЧГПУ. Коллективом вуза был организован формирующий эксперимент, в котором приняли участие 50 молодых учителей русского языка и литературы учебных заведений республики.

«Основываясь на результатах диагностико-аналитического этапа исследования, ученые вуза выявили имеющиеся у участников эксперимента дефициты в структуре коммуникативной культуры с различными сочетаниями исследуемых компонентов, в числе которых эмоциональный интеллект, эмпатия, осознание мотивов педагогической деятельности, толерантность в общении и социальном взаимодействии. Также определен вектор дальнейшей работы в целях совершенствования этой структуры», – добавила Малка Лечиева.

Учителям предоставили специально разработанный в рамках содержательного этапа предложенной методики комплекс мероприятий, который предполагал в том числе участие в научно-практических конференциях, обучающих семинарах, круглых столах, мастер-классах, тренингах, направленных на развитие профессионально-педагогической коммуникации.

По итогам формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика, которая позволила выявить значимые изменения в коммуникативной культуре респондентов и подтвердила эффективность методики.

Также в рамках исследования вузом подготовлена программа повышения квалификации «Основы успешной профессиональной коммуникации», которая содержит модули с учетом выявленных у учителей дефицитов в соответствующих сферах.

Преподаватели русского языка и литературы могут самостоятельно выбирать модули, что позволяет им построить свой индивидуальный образовательный маршрут.

Кроме того, составлены психологические тесты, рекомендуемые ЧГПУ для диагностики коммуникативной культуры педагогов. Они размещены в открытом доступе и дают возможность получать результаты в онлайн-формате.

«В качестве информационно-ресурсного сопровождения программы совершенствования коммуникативной культуры молодого учителя нашими учеными также были созданы банк учебно-методических материалов и информационные гайды, которые помогают педагогам самостоятельно ориентироваться в данной проблематике и широком спектре мероприятий, проводимых на разных площадках вузовской и региональной образовательно-развивающей среды», – пояснила Малка Лечиева.

Методика будет использоваться в работе Школы молодого словесника «Рефлексия», работа которой направлена на создание системы поддержки начинающего педагога.

В перспективе вузом планируется подготовка целостной модели развития и совершенствования предметно-методических компетенций и профессиональной культуры молодых учителей в системе «психолого-педагогический класс – педагогический вуз – образовательно-развивающая среда школы – учреждение дополнительного образования».

Это позволит обеспечить преемственность, непрерывность и системность в профессиональном самоопределении, становлении, развитии, психолого-педагогическом и предметно-методическом сопровождении будущих и начинающих учителей.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/chgpu-razrabatyvaet-proekty-po-sovershenstvovaniyu/
Made on
Tilda