Ученые Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) в 2024 году реализовали научно-исследовательскую работу на тему «Апробация модели мотивации обучающихся в Демократической Республике Конго и Республике Конго к изучению русского языка и разработка научных основ создания современного учебника, отвечающего задачам формирования у обучающихся мотивации к изучению русского языка». Об этом порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.
Работа стала продолжением научной тематики 2023 года и была направлена на практическую апробацию полученных теоретических результатов.
О результатах реализации НИР порталу «Российское образование» рассказала заведующая научной лабораторией по разработке научных основ современного мотивационного учебника русского языка как иностранного ВГПУ Галина Заварзина.
«Рабочая модель мотивационного учебника РКИ для конголезской аудитории учитывает особенности актуальной языковой политики РФ, направленной на продвижение русского языка и российской культуры в мире, ориентируется на нормативно-правовую базу регулирования образовательного процесса в РФ и состоит из трех частей, каждая из которых является важной составляющей, находящейся в тесном взаимодействии с другими элементами структуры: экстернального (внешнего) контура, интернального (структурно-содержательного) компонента и ресурсного обеспечения. Личностно-ориентированная направленность проектируемого учебника для ДРК и РК, обусловленная особенностями африканской картины мира, и привлечение экспериментально-диагностических данных, полученных в процессе анализа рейтинга требований конголезской аудитории (было опрошено 600 респондентов) к учебно-методической литературе, имагологической ценности русского языка и содержания современных учебников и учебно-методических пособий для франкофонной африканской аудитории, позволили представить и описать технологии обучения, ориентированные на индивидуальные особенности учащихся и процесс формирования новых стимулов к изучению ими иностранного языка на основе диалога культур», – отметила Галина Заварзина.
Специалист рассказала, что для моделирования экстернального контура учебника русского языка как иностранного для конголезской аудитории обязательными стали визуализация дизайна и активное использование сюжетных иллюстраций, сочетанное применение знаковой и цветовой символики российской идентичности и векторной (африканской) культуры, а также использование трех языков для передачи обучающей информации: русского, французского как официального языка и лингала как языка семьи; в описании интернального компонента представлены две формы подачи учебного материала – уровневая и (или) тематическая.
«Моделируемый как система уроков учебник выделяет урок как концентр предлагаемого для иностранных учащихся учебного материала с приоритетной ролью этической (а не только информационной) составляющей, ориентированной на продвижение традиционных российских ценностей (семья, добро, милосердие, Родина, патриотизм)», – подчеркнула Галина Заварзина.
По результатам НИР был разработан раздел ресурсного обеспечения учебника, который, кроме информационно-технической базы, включает образовательный интернет-ресурс, на котором представлены банки аудио- и видеоуроков для преподавателей РКИ и конголезских обучающихся. Также учеными подготовлены учебно-методические пособия (методические рекомендации, тренажеры, сборники аутентичных диалогов) для работы с африканской аудиторией.
Галина Заварзина обратила внимание на то, что разработанные преподавателями ВГПУ 12 программ дополнительного образования (от А1 до В2) стали основой для апробации модели мотивации конголезских учащихся к изучению русского языка.
«Разработанная модель мотивационного учебника русского языка как иностранного обеспечит сохранение и приумножение российского культурного наследия, улучшит коммуникацию и культурное взаимопонимание, будет содействовать продвижению русского языка и российского образования в мире», – заключила Галина Заварзина.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-vgpu-razrabotali-nauchnye-osnovy--innovaci/
Работа стала продолжением научной тематики 2023 года и была направлена на практическую апробацию полученных теоретических результатов.
О результатах реализации НИР порталу «Российское образование» рассказала заведующая научной лабораторией по разработке научных основ современного мотивационного учебника русского языка как иностранного ВГПУ Галина Заварзина.
«Рабочая модель мотивационного учебника РКИ для конголезской аудитории учитывает особенности актуальной языковой политики РФ, направленной на продвижение русского языка и российской культуры в мире, ориентируется на нормативно-правовую базу регулирования образовательного процесса в РФ и состоит из трех частей, каждая из которых является важной составляющей, находящейся в тесном взаимодействии с другими элементами структуры: экстернального (внешнего) контура, интернального (структурно-содержательного) компонента и ресурсного обеспечения. Личностно-ориентированная направленность проектируемого учебника для ДРК и РК, обусловленная особенностями африканской картины мира, и привлечение экспериментально-диагностических данных, полученных в процессе анализа рейтинга требований конголезской аудитории (было опрошено 600 респондентов) к учебно-методической литературе, имагологической ценности русского языка и содержания современных учебников и учебно-методических пособий для франкофонной африканской аудитории, позволили представить и описать технологии обучения, ориентированные на индивидуальные особенности учащихся и процесс формирования новых стимулов к изучению ими иностранного языка на основе диалога культур», – отметила Галина Заварзина.
Специалист рассказала, что для моделирования экстернального контура учебника русского языка как иностранного для конголезской аудитории обязательными стали визуализация дизайна и активное использование сюжетных иллюстраций, сочетанное применение знаковой и цветовой символики российской идентичности и векторной (африканской) культуры, а также использование трех языков для передачи обучающей информации: русского, французского как официального языка и лингала как языка семьи; в описании интернального компонента представлены две формы подачи учебного материала – уровневая и (или) тематическая.
«Моделируемый как система уроков учебник выделяет урок как концентр предлагаемого для иностранных учащихся учебного материала с приоритетной ролью этической (а не только информационной) составляющей, ориентированной на продвижение традиционных российских ценностей (семья, добро, милосердие, Родина, патриотизм)», – подчеркнула Галина Заварзина.
По результатам НИР был разработан раздел ресурсного обеспечения учебника, который, кроме информационно-технической базы, включает образовательный интернет-ресурс, на котором представлены банки аудио- и видеоуроков для преподавателей РКИ и конголезских обучающихся. Также учеными подготовлены учебно-методические пособия (методические рекомендации, тренажеры, сборники аутентичных диалогов) для работы с африканской аудиторией.
Галина Заварзина обратила внимание на то, что разработанные преподавателями ВГПУ 12 программ дополнительного образования (от А1 до В2) стали основой для апробации модели мотивации конголезских учащихся к изучению русского языка.
«Разработанная модель мотивационного учебника русского языка как иностранного обеспечит сохранение и приумножение российского культурного наследия, улучшит коммуникацию и культурное взаимопонимание, будет содействовать продвижению русского языка и российского образования в мире», – заключила Галина Заварзина.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-vgpu-razrabotali-nauchnye-osnovy--innovaci/