Коллектив Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко в 2024 году в рамках реализации научно-исследовательской работы по направлению «Внедрение единых образовательных программ: методики, технологии, потребности в модернизации» создал лингво-когнитивную модель научно-педагогического дискурса, которая способствует всестороннему рассмотрению наследия выдающихся отечественных педагогов. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.
«Нашим ученым удалось идентифицировать научно-педагогический дискурс как особый вид дискурса, выявить его уникальные черты, описать структуру. В ходе выполнения НИР использовали в том числе и концептологический подход. Теория концепта позволила нам разработать базовую лингво-когнитивную модель, применимую к научно-педагогическим текстам. А это, в свою очередь, дало возможность сформировать алгоритм концептологического анализа, который помогает глубже понять смыслы и ценности педагогического наследия», – отметила Марина Захарищева, доктор педагогических наук, профессор, руководитель лаборатории историко-педагогических исследований ГИПУ.
По ее словам, именно адаптация метода концептуального анализа к целям и специфике ретроспективного педагогического исследования стала важным этапом работы над проектом.
Профессор обратила внимание, что коллектив Короленковского университета всегда стремился применять разные подходы к изучению истории педагогики и образования. Так, исследование проводилось на площадке научной лаборатории, созданной в вузе более 20 лет назад.
«Изучая историю отечественного образования и педагогической мысли, наши ученые работают с разными текстовыми источниками: диссертациями, статьями, монографиями и др. Их анализ позволил нам интегрировать ведущие лингвистические методы в описание эволюции образования. Представление о целостном научно-педагогическом дискурсе, полученное в ходе исследования, помогло не просто выявить его характеристики, но и увидеть тенденции, закономерности развития дискурса», – пояснила Марина Захарищева.
В рамках проведения научной работы были рассмотрены такие концепты, как «образование» и «воспитание», а также более конкретизированные понятия (например, «учитель»), которые относились к разным периодам отечественной истории образования.
Достижения ученых ГИПУ представлены в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.
Также подготовлены учебно-методические пособия и программы повышения квалификации для педагогов высшей школы.
Кроме того, результаты НИР уже внедрены в разработку и преподавание общетеоретических, профессиональных исторических и аналитических дисциплин в Короленковском университете (в их числе «Введение в профессию», «Общая педагогика», «История педагогики», «История образования и педагогической мысли», «Анализ научного текста», «Методология и методика аналитического обзора научных публикаций», «Научный семинар»), а также применяются при подготовке обучающихся к архивной и научно-исследовательской практикам.
«Работа над исследованием в Короленковском университете будет продолжена. Его результаты, которые уже получены, могут также стать основой при подготовке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических материалов для обучающихся по педагогическим профилям. Дискурсивный и концептологический подходы к научно-педагогическому наследию позволили показать его как особое информационное поле, где возможно найти новые формы профессионального взаимодействия и стратегии научной коммуникации, в том числе между поколениями», – заключила Марина Захарищева.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-korolenkovskom-universitete-v-ramkah-nir-vyyavil/
«Нашим ученым удалось идентифицировать научно-педагогический дискурс как особый вид дискурса, выявить его уникальные черты, описать структуру. В ходе выполнения НИР использовали в том числе и концептологический подход. Теория концепта позволила нам разработать базовую лингво-когнитивную модель, применимую к научно-педагогическим текстам. А это, в свою очередь, дало возможность сформировать алгоритм концептологического анализа, который помогает глубже понять смыслы и ценности педагогического наследия», – отметила Марина Захарищева, доктор педагогических наук, профессор, руководитель лаборатории историко-педагогических исследований ГИПУ.
По ее словам, именно адаптация метода концептуального анализа к целям и специфике ретроспективного педагогического исследования стала важным этапом работы над проектом.
Профессор обратила внимание, что коллектив Короленковского университета всегда стремился применять разные подходы к изучению истории педагогики и образования. Так, исследование проводилось на площадке научной лаборатории, созданной в вузе более 20 лет назад.
«Изучая историю отечественного образования и педагогической мысли, наши ученые работают с разными текстовыми источниками: диссертациями, статьями, монографиями и др. Их анализ позволил нам интегрировать ведущие лингвистические методы в описание эволюции образования. Представление о целостном научно-педагогическом дискурсе, полученное в ходе исследования, помогло не просто выявить его характеристики, но и увидеть тенденции, закономерности развития дискурса», – пояснила Марина Захарищева.
В рамках проведения научной работы были рассмотрены такие концепты, как «образование» и «воспитание», а также более конкретизированные понятия (например, «учитель»), которые относились к разным периодам отечественной истории образования.
Достижения ученых ГИПУ представлены в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.
Также подготовлены учебно-методические пособия и программы повышения квалификации для педагогов высшей школы.
Кроме того, результаты НИР уже внедрены в разработку и преподавание общетеоретических, профессиональных исторических и аналитических дисциплин в Короленковском университете (в их числе «Введение в профессию», «Общая педагогика», «История педагогики», «История образования и педагогической мысли», «Анализ научного текста», «Методология и методика аналитического обзора научных публикаций», «Научный семинар»), а также применяются при подготовке обучающихся к архивной и научно-исследовательской практикам.
«Работа над исследованием в Короленковском университете будет продолжена. Его результаты, которые уже получены, могут также стать основой при подготовке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических материалов для обучающихся по педагогическим профилям. Дискурсивный и концептологический подходы к научно-педагогическому наследию позволили показать его как особое информационное поле, где возможно найти новые формы профессионального взаимодействия и стратегии научной коммуникации, в том числе между поколениями», – заключила Марина Захарищева.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-korolenkovskom-universitete-v-ramkah-nir-vyyavil/