Статьи

В Институте развития ребенка определили основные принципы осознанного и ответственного родительства

Ученые Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт развития ребенка) провели в 2024 году научно-исследовательскую работу, направленную на изучение представлений об осознанном и ответственном родительстве у современных реальных и потенциальных матерей и отцов разного возраста. О результатах исследования федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель проекта Татьяна Авдулова, кандидат психологических наук, доцент.

«Наша исследовательская позиция определялась важными вопросами: что для современного человека является значимым при принятии решения стать родителем, как родители со стажем относятся к своему опыту, что лежит в основе их системы воспитания, на что они ориентируются при принятии решений в сложных ситуациях», – отметила она.

Проектная группа ученых лаборатории дошкольного образования Института развития ребенка изучила различные дисциплинарные подходы к понятию родительства и разработала диагностический инструмент. Эксперты определили, что представления об осознанном и ответственном родительстве опираются в большей степени на осведомленность матерей и отцов об особенностях развития их детей.

«Система социальных представлений об осознанном и ответственном родительстве находится на стыке психологии и педагогики и позволяет дать характеристику родительству как социальному, психологическому феномену, а также как педагогической практике. Разработанный нами диагностический инструмент включает в себя блоки анализа ценностного отношения к ребенку, знание возрастных особенностей и организации детских видов деятельности, анализ эмоционального отношения к ребенку, а также отношение к самому себе как родителю и образ себя как родителя, практические умения взаимодействия с детьми, взаимодействие с социальным окружением, системой образования и общую осознанность родительской ответственности и принятия на себя родительских функций», – подчеркнула Татьяна Авдулова.

Исследование проводилось в 42 регионах РФ, в том числе в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Свердловской, Кемеровской, Томской областях, Республике Татарстан.

Его участниками стали 2 517 респондентов в возрасте от 19 до 60 лет, разделенных на следующие возрастные группы: от 18 до 24 лет (7,4%), от 25 до 34 лет (43,5%), от 35 до 44 лет (39,6%), от 45 до 60 лет (9,5%). Семьи распределились в зависимости от количества детей следующим образом: один ребенок (39,5%), два ребенка (36%), многодетные (24,5%). Городские жители составили 54%, сельские жители 46%.

В ходе работы специалисты определили, что в основе осознанного и ответственного родительства лежат представление о значимости социальных институтов для развития ребенка и способность/готовность родителя сопровождать ребенка в процессе его социализации в разных социальных контекстах.

«Представления об осознанном и ответственном родительстве, полученные в нашем исследовании, имеют свою специфику в зависимости от возраста родителей, уровня образования, количества детей в семье и места жительства. Родители считают важным использовать преимущественно объяснительную и содействующую стратегии воспитания детей дошкольного возраста. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень образования у родителей, тем больше различных стратегий они используют в воспитании своих детей дошкольного возраста», – пояснила Татьяна Авдулова.

Она добавила, что полученные в результате исследования выводы доказывают необходимость разработки технологий просвещения и психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста. Кроме того, исследование помогает понять направления работы в области демографических вопросов и формирования готовности к реализации осознанного и ответственного родительства у юношества.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-institute-razvitiya-rebenka-opredelili-osnovnye-/
Made on
Tilda