Ученые Донецкого государственного педагогического университета им. В. Шаталова подготовили научно-исследовательскую работу на тему «Формирование навыков межкультурной коммуникации в системе непрерывного педагогического образования». О значимости профессионального развития учителей и результатах исследования федеральному порталу «Российское образование» рассказала Ирина Решетарова, заведующий кафедрой зарубежной филологии, теории и практики перевода ДГПУ им. В. Шаталова, кандидат филологических наук, доцент.
«Развитие межкультурной компетенции педагога – это не просто овладение методами взаимодействия с представителями других культур, это способность мыслить вне рамок стереотипов, грамотно интерпретировать медиаконтент и сохранять ценностные ориентиры в условиях информационной нестабильности. Такой подход позволяет формировать у будущих и действующих педагогов устойчивые профессиональные и личностные установки на диалог, понимание и критическое восприятие информации», – отметила Ирина Решетарова.
Она подчеркнула, что в ходе исследования эксперты определили структуру межкультурной коммуникативной компетенции, включающую когнитивный, эмоционально-ценностный, операциональный и рефлексивный компоненты. Ученые уделили особое внимание вопросу медийной грамотности педагога как элементу противодействия информационным рискам и деструктивным дискурсам.
«Одна из важнейших задач, которая стояла перед нашей командой, – определить, какие формы учебной деятельности наиболее эффективно развивают межкультурную компетентность. Мы пришли к выводу, что именно гуманитарные дисциплины обладают наибольшим потенциалом в формировании у студентов способности к сопоставлению культурных кодов и пониманию другого без искажения его образа», – сообщила Ирина Решетарова.
В результате проведенного исследования научный коллектив ДГПУ им. В. Шаталова разработал и апробировал модель непрерывного формирования межкультурной коммуникативной компетенции, которая основана на принципах диалога культур, системности, вариативности и региональной адаптации.
Также ученые подготовили инструменты для диагностики уровня сформированности компетенций. Они позволяют отследить динамику профессионального развития педагогов, скорректировать содержание обучения и своевременно определить дефициты в навыках межкультурного взаимодействия. Критерии и показатели были адаптированы для различных категорий обучающихся – от студентов педагогических вузов до учителей с опытом работы.
«На наш взгляд, особая значимость нашего исследования заключается не только в разработанных методиках, но и в том, что мы предложили гибкую, адаптивную модель, которую можно применять в любом регионе с учетом культурных и языковых особенностей. Это очень важно для воссоединенных субъектов Российской Федерации, где система образования должна не просто обучать, а стать инструментом социального единения и доверия», – заключила Ирина Решетарова.
Итоги исследования уже внедрены в программы вузовской подготовки и повышения квалификации педагогов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-doneckom-pedvuze-opredelili-kak-uluchshit-vzaimo/
«Развитие межкультурной компетенции педагога – это не просто овладение методами взаимодействия с представителями других культур, это способность мыслить вне рамок стереотипов, грамотно интерпретировать медиаконтент и сохранять ценностные ориентиры в условиях информационной нестабильности. Такой подход позволяет формировать у будущих и действующих педагогов устойчивые профессиональные и личностные установки на диалог, понимание и критическое восприятие информации», – отметила Ирина Решетарова.
Она подчеркнула, что в ходе исследования эксперты определили структуру межкультурной коммуникативной компетенции, включающую когнитивный, эмоционально-ценностный, операциональный и рефлексивный компоненты. Ученые уделили особое внимание вопросу медийной грамотности педагога как элементу противодействия информационным рискам и деструктивным дискурсам.
«Одна из важнейших задач, которая стояла перед нашей командой, – определить, какие формы учебной деятельности наиболее эффективно развивают межкультурную компетентность. Мы пришли к выводу, что именно гуманитарные дисциплины обладают наибольшим потенциалом в формировании у студентов способности к сопоставлению культурных кодов и пониманию другого без искажения его образа», – сообщила Ирина Решетарова.
В результате проведенного исследования научный коллектив ДГПУ им. В. Шаталова разработал и апробировал модель непрерывного формирования межкультурной коммуникативной компетенции, которая основана на принципах диалога культур, системности, вариативности и региональной адаптации.
Также ученые подготовили инструменты для диагностики уровня сформированности компетенций. Они позволяют отследить динамику профессионального развития педагогов, скорректировать содержание обучения и своевременно определить дефициты в навыках межкультурного взаимодействия. Критерии и показатели были адаптированы для различных категорий обучающихся – от студентов педагогических вузов до учителей с опытом работы.
«На наш взгляд, особая значимость нашего исследования заключается не только в разработанных методиках, но и в том, что мы предложили гибкую, адаптивную модель, которую можно применять в любом регионе с учетом культурных и языковых особенностей. Это очень важно для воссоединенных субъектов Российской Федерации, где система образования должна не просто обучать, а стать инструментом социального единения и доверия», – заключила Ирина Решетарова.
Итоги исследования уже внедрены в программы вузовской подготовки и повышения квалификации педагогов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-doneckom-pedvuze-opredelili-kak-uluchshit-vzaimo/