В 2024 году Самарским государственным социально-педагогическим университетом в рамках реализации научно-исследовательской работы «Раннее выявление и сопровождение одаренности в условиях художественно-творческого процесса» созданы электронная база данных «Методика выявления дуовекторной одаренности «Био-Арт» и онлайн-лаборатория выявления одаренности детей «ЛАРНОД». Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказала Лариса Калинина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования СГСПУ.
«Также научным коллективом вуза сформирован реестр особенностей проявления одаренности детей 6–7 лет в различных условиях обогащенной средствами современного искусства образовательной среды, разработана теоретико-методологическая база исследования с учетом новейших идей возрастной нейроморфологии, психологии творчества, искусствознания. Кроме того, подготовлены рекомендации для педагогов и психологов по актуальным вопросам сопровождения одаренных ребят», – добавила Лариса Калинина.
Все результаты научных изысканий успешно применяются на практике.
Так, онлайн-лаборатория «ЛАРНОД» прошла апробацию на площадках вузов, дошкольных учреждений и организаций дополнительного образования Самарской области. Она предусматривает применение инструментария, с помощью которого в дистанционном формате можно выявлять признаки одаренности детей.
«Лаборатория включает в себя комплекс диагностических методик (тестов) – «Искусство+А», «Искусство+Б1», «Искусство+Б2», «Био-Арт-V» и виртуальную образовательную среду «Арт-мастерская». Сначала взрослый, сопровождающий ребенка, заполняет анкету, в которой используется шифр с числом и месяцем рождения. После этого ребенку читают задания теста «Искусство+А». Они созданы в игровой форме, но не слишком простые, потому что одаренность проявляется как результат деятельности, превышающий возрастную норму. Иными словами, это творческие действия детей, которым их никто не учил. Затем выбирается тест «Искусство+Б1» или «Искусство+Б2». За каждое выполненное задание взрослый поощряет ребенка. Одаренность в результате положительного подкрепления будет проявляться снова и снова. Пройдя первые тесты, можно через некоторое время, не утомляя ребенка, предложить занятия в «Арт-мастерской», – отметила Лариса Калинина.
По ее словам, всего таких занятий шестнадцать. Они распределены по темам «Арт-композиция музыканта», «Визуальная арт-композиция», «Арт-композиция на основе литературного текста», «Свободная арт-композиция». Чтобы создать ощущение новизны, необычности, творческую атмосферу, ребенку предлагается прослушать музыку, рассмотреть арт-объекты, которых нет в программе дошкольного образования. Сами задания могут быть выполнены без специального тренинга, но в каждом есть развивающий элемент. Впечатления от картин, скульптур современных авторов раскрывают сферу творчества, которое соединяет иногда очень разные направления, чтобы познавать мир раньше, чем с помощью научных законов и формул.
Лариса Калинина также объяснила, какая задача стояла перед вузом в ходе формирования реестра особенностей проявления одаренности детей и электронной базы данных.
«Реестр позволяет педагогам и родителям более точно определить, в каких условиях, среде ребенок лучше развивается. Зная это, родители могут выбрать образовательное учреждение, наиболее подходящее для него. А педагог, владея собранной нами информацией, создает условия для того, чтобы выявление и сопровождение одаренности были естественными, не нарушали экологию детства. Электронная база данных «Методика выявления дуовекторной одаренности «Био-Арт» позволяет коллективу проекта повысить видимость полученных результатов перед научной общественностью», – подчеркнула она.
В 2025 году Самарский государственный социально-педагогический университет продолжает работу по раннему выявлению одаренности детей.
«Новизна подхода к реализации исследования требует и проведения методических онлайн-семинаров для педагогов и родителей. Кроме того, научным коллективом вуза будет осуществлена подготовка к видеозаписи мастер-классов по авторской технологии раннего выявления одаренности средствами современного искусства, которая представлена в учебно-методическом пособии «ИСКРА», – отметила Лариса Калинина.
Также в образовательном учреждении разработают «Методические рекомендации педагогам и родителям по онлайн-диагностике и сопровождению одаренности дошкольников, проживающих в удаленных регионах России». Издание будет представлено в электронном формате и станет обобщающим продуктом исследования в текущем периоде.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/altgpu-razrabotal-instrumenty-dlya-povysheniya-kva/
«Также научным коллективом вуза сформирован реестр особенностей проявления одаренности детей 6–7 лет в различных условиях обогащенной средствами современного искусства образовательной среды, разработана теоретико-методологическая база исследования с учетом новейших идей возрастной нейроморфологии, психологии творчества, искусствознания. Кроме того, подготовлены рекомендации для педагогов и психологов по актуальным вопросам сопровождения одаренных ребят», – добавила Лариса Калинина.
Все результаты научных изысканий успешно применяются на практике.
Так, онлайн-лаборатория «ЛАРНОД» прошла апробацию на площадках вузов, дошкольных учреждений и организаций дополнительного образования Самарской области. Она предусматривает применение инструментария, с помощью которого в дистанционном формате можно выявлять признаки одаренности детей.
«Лаборатория включает в себя комплекс диагностических методик (тестов) – «Искусство+А», «Искусство+Б1», «Искусство+Б2», «Био-Арт-V» и виртуальную образовательную среду «Арт-мастерская». Сначала взрослый, сопровождающий ребенка, заполняет анкету, в которой используется шифр с числом и месяцем рождения. После этого ребенку читают задания теста «Искусство+А». Они созданы в игровой форме, но не слишком простые, потому что одаренность проявляется как результат деятельности, превышающий возрастную норму. Иными словами, это творческие действия детей, которым их никто не учил. Затем выбирается тест «Искусство+Б1» или «Искусство+Б2». За каждое выполненное задание взрослый поощряет ребенка. Одаренность в результате положительного подкрепления будет проявляться снова и снова. Пройдя первые тесты, можно через некоторое время, не утомляя ребенка, предложить занятия в «Арт-мастерской», – отметила Лариса Калинина.
По ее словам, всего таких занятий шестнадцать. Они распределены по темам «Арт-композиция музыканта», «Визуальная арт-композиция», «Арт-композиция на основе литературного текста», «Свободная арт-композиция». Чтобы создать ощущение новизны, необычности, творческую атмосферу, ребенку предлагается прослушать музыку, рассмотреть арт-объекты, которых нет в программе дошкольного образования. Сами задания могут быть выполнены без специального тренинга, но в каждом есть развивающий элемент. Впечатления от картин, скульптур современных авторов раскрывают сферу творчества, которое соединяет иногда очень разные направления, чтобы познавать мир раньше, чем с помощью научных законов и формул.
Лариса Калинина также объяснила, какая задача стояла перед вузом в ходе формирования реестра особенностей проявления одаренности детей и электронной базы данных.
«Реестр позволяет педагогам и родителям более точно определить, в каких условиях, среде ребенок лучше развивается. Зная это, родители могут выбрать образовательное учреждение, наиболее подходящее для него. А педагог, владея собранной нами информацией, создает условия для того, чтобы выявление и сопровождение одаренности были естественными, не нарушали экологию детства. Электронная база данных «Методика выявления дуовекторной одаренности «Био-Арт» позволяет коллективу проекта повысить видимость полученных результатов перед научной общественностью», – подчеркнула она.
В 2025 году Самарский государственный социально-педагогический университет продолжает работу по раннему выявлению одаренности детей.
«Новизна подхода к реализации исследования требует и проведения методических онлайн-семинаров для педагогов и родителей. Кроме того, научным коллективом вуза будет осуществлена подготовка к видеозаписи мастер-классов по авторской технологии раннего выявления одаренности средствами современного искусства, которая представлена в учебно-методическом пособии «ИСКРА», – отметила Лариса Калинина.
Также в образовательном учреждении разработают «Методические рекомендации педагогам и родителям по онлайн-диагностике и сопровождению одаренности дошкольников, проживающих в удаленных регионах России». Издание будет представлено в электронном формате и станет обобщающим продуктом исследования в текущем периоде.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/altgpu-razrabotal-instrumenty-dlya-povysheniya-kva/