В 2024 году научный коллектив Уральского государственного педагогического университета выполнил научно-исследовательскую работу «Научно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений и родителей по развитию детского изобретательства». Задача проекта заключалась в создании системы, которая поможет образовательным учреждениям взаимодействовать с родителями для поддержки детского творчества и изобретательства. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе УрГПУ.
«В основу легла идея совместной работы детей, учителей и родителей. Были предложены варианты такой системы: методика развития изобретательства через эксперименты по физике, через обучение робототехнике. У каждого члена проектной группы было свое направление», – рассказал Сергей Новоселов, руководитель НИР, профессор, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ.
Как самую основную Сергей Новоселов выделяет ассоциативно-синектическую технологию комплексного развития творческих способностей (АС-технологию).
«Мы сочиняем вместе с детьми и их родителями сказки или стихи, ищем в них проблемные ситуации, технические задачи. Ребята зарисовывают их, потом начинают продумывать их решение. На выходе – какой-то макет, напечатанный на 3D-принтере, или модель, продукт ручного труда. Участие родителей и педагогов обязательно. Детских изобретений без взрослых не бывает. Дети креативные, они могут сделать изобретение и этого не заметить. Задача взрослых – обратить внимание ребенка на то, что он делает что-то новое, поддержать, помочь претворить идею в жизнь. Детская креативность взаимодействует с рациональным мышлением взрослых, в итоге получаются изобретения, на 10 из которых у нас уже получены настоящие патенты. А автор одного из них – ребенок шести лет, который придумал уникальную модификацию игры-ходилки», – отметил Сергей Новоселов.
АС-технология доступна на сайте сообщества инициативных ученых и педагогов-практиков «Детская академия изобретательства», созданного при поддержке Института дизайна инноваций. Наиболее полный вариант методического пособия, включающий методические разработки, готовится для печати. Сергей Арбузов, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике УрГПУ, кандидат педагогических наук, подготовил пособие по развитию изобретательства в процессе обучения робототехнике. В ближайшее время будут изданы еще два пособия – для детей и для взрослых, которые уже доступны в электронном виде.
В настоящее время «Детская академия изобретательства» сотрудничает более чем с 50 детскими садами, с центрами творчества, среди которых наиболее активна Городская станция юных техников в Нижнем Тагиле.
Внедрение новых методов, технологий и форм организации обучения поможет развивать детское изобретательство в России, а участие школ и родителей, использование цифровых инструментов повысят готовность детей в возрасте от пяти до 18 лет к изобретательской деятельности. В перспективе это может привести к созданию патентоспособных изобретений.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-urgpu-razrabotali-metodicheskie-rekomendacii-po-/
«В основу легла идея совместной работы детей, учителей и родителей. Были предложены варианты такой системы: методика развития изобретательства через эксперименты по физике, через обучение робототехнике. У каждого члена проектной группы было свое направление», – рассказал Сергей Новоселов, руководитель НИР, профессор, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ.
Как самую основную Сергей Новоселов выделяет ассоциативно-синектическую технологию комплексного развития творческих способностей (АС-технологию).
«Мы сочиняем вместе с детьми и их родителями сказки или стихи, ищем в них проблемные ситуации, технические задачи. Ребята зарисовывают их, потом начинают продумывать их решение. На выходе – какой-то макет, напечатанный на 3D-принтере, или модель, продукт ручного труда. Участие родителей и педагогов обязательно. Детских изобретений без взрослых не бывает. Дети креативные, они могут сделать изобретение и этого не заметить. Задача взрослых – обратить внимание ребенка на то, что он делает что-то новое, поддержать, помочь претворить идею в жизнь. Детская креативность взаимодействует с рациональным мышлением взрослых, в итоге получаются изобретения, на 10 из которых у нас уже получены настоящие патенты. А автор одного из них – ребенок шести лет, который придумал уникальную модификацию игры-ходилки», – отметил Сергей Новоселов.
АС-технология доступна на сайте сообщества инициативных ученых и педагогов-практиков «Детская академия изобретательства», созданного при поддержке Института дизайна инноваций. Наиболее полный вариант методического пособия, включающий методические разработки, готовится для печати. Сергей Арбузов, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике УрГПУ, кандидат педагогических наук, подготовил пособие по развитию изобретательства в процессе обучения робототехнике. В ближайшее время будут изданы еще два пособия – для детей и для взрослых, которые уже доступны в электронном виде.
В настоящее время «Детская академия изобретательства» сотрудничает более чем с 50 детскими садами, с центрами творчества, среди которых наиболее активна Городская станция юных техников в Нижнем Тагиле.
Внедрение новых методов, технологий и форм организации обучения поможет развивать детское изобретательство в России, а участие школ и родителей, использование цифровых инструментов повысят готовность детей в возрасте от пяти до 18 лет к изобретательской деятельности. В перспективе это может привести к созданию патентоспособных изобретений.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-urgpu-razrabotali-metodicheskie-rekomendacii-po-/