Коллектив кафедры адаптивной физической культуры и физической реабилитации Луганского государственного педагогического университета в 2024 году в рамках государственного задания Минпросвещения России выполнил научно-исследовательскую работу «Разработка и применение инклюзивных технологий на занятиях физической культурой в учреждениях дошкольного и общего образования Луганской Народной Республики». О том, что послужило предпосылкой к проведению научного исследования и какие результаты получены в ходе реализации НИР, федеральному порталу «Российское образование» рассказала Ирина Клименко, научный руководитель проекта, профессор кафедры.
«За несколько последних десятилетий инклюзивное образование стало основной концепцией в теории и практике образования Российской Федерации. В связи с этим особое значение приобретает совместная деятельность обучающихся, ориентированная на инклюзивное взаимодействие сверстников в естественной динамической среде, которую может обеспечить содержательная, высококачественная программа физического воспитания. Поэтому целью реализации нашего научного исследования стала разработка и применение нового подхода к физическому воспитанию детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, на основе применения инклюзивных физкультурно-оздоровительных технологий в системе дошкольного и общего образования», – подчеркнула она.
Исследователи систематизировали опыт применения инклюзивных технологий в процессе физического воспитания детей, в том числе с ОВЗ, разработали концептуальные основы и структурно-функциональную модель реализации инклюзивного подхода в сфере физической культуры.
Специалисты разработали методические рекомендации для педагогов дошкольных, общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования, а также для студентов профильных направлений подготовки. Кроме того, в педвузе внедрена дополнительная программа профессиональной переподготовки «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».
Итоги работы представлены в коллективной монографии «Инклюзивные технологии в процессе физического воспитания детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях», в научных публикациях и докладах на международных научно-практических конференциях.
Партнерами по апробации и внедрению результатов исследования выступили образовательные организации дошкольного и общего образования регионов Луганской Народной Республики, в том числе городов Луганска, Стаханова, Краснодона.
Об опыте внедрения инклюзивных технологий сообщил социальный партнер ЛГПУ, главный тренер Федерации спорта слепых, член президиума Федерации футбола инвалидов России Николай Береговой.
«Инновационным подходом применения разработанных инклюзивных физкультурных технологий стало не только включение обучающихся с ОВЗ в инклюзивную среду группы или класса, но и использование специальных методик адаптивного спорта лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической культурой. Это дает возможность детям с ОВЗ приобретать навыки инклюзивной коммуникации, развивать физические качества и самореализоваться как личность. А нейротипичные дети учатся понимать и принимать особенных людей и открывать в себе новые экстрабилити (уникальные возможности)», – отметил он.
Учитель физической культуры Анастасия Киреева, которая трудится в Луганском учебно-воспитательном комплексе № 51 имени 10-летия Республики, подчеркнула, что применение инклюзивных технологий помогает включать всех школьников в общий процесс занятий физической культурой. Групповые занятия также способствуют личностному и социальному развитию воспитанников.
Всего в 2024 году Луганский государственный педагогический университет, подведомственный Минпросвещения России, представил 15 научно-исследовательских работ. В настоящее время их активно применяют в школах, колледжах и вузах.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-lgpu-vnedryayut-v-detsadah-i-shkolah-lnr-i/
«За несколько последних десятилетий инклюзивное образование стало основной концепцией в теории и практике образования Российской Федерации. В связи с этим особое значение приобретает совместная деятельность обучающихся, ориентированная на инклюзивное взаимодействие сверстников в естественной динамической среде, которую может обеспечить содержательная, высококачественная программа физического воспитания. Поэтому целью реализации нашего научного исследования стала разработка и применение нового подхода к физическому воспитанию детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, на основе применения инклюзивных физкультурно-оздоровительных технологий в системе дошкольного и общего образования», – подчеркнула она.
Исследователи систематизировали опыт применения инклюзивных технологий в процессе физического воспитания детей, в том числе с ОВЗ, разработали концептуальные основы и структурно-функциональную модель реализации инклюзивного подхода в сфере физической культуры.
Специалисты разработали методические рекомендации для педагогов дошкольных, общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования, а также для студентов профильных направлений подготовки. Кроме того, в педвузе внедрена дополнительная программа профессиональной переподготовки «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».
Итоги работы представлены в коллективной монографии «Инклюзивные технологии в процессе физического воспитания детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях», в научных публикациях и докладах на международных научно-практических конференциях.
Партнерами по апробации и внедрению результатов исследования выступили образовательные организации дошкольного и общего образования регионов Луганской Народной Республики, в том числе городов Луганска, Стаханова, Краснодона.
Об опыте внедрения инклюзивных технологий сообщил социальный партнер ЛГПУ, главный тренер Федерации спорта слепых, член президиума Федерации футбола инвалидов России Николай Береговой.
«Инновационным подходом применения разработанных инклюзивных физкультурных технологий стало не только включение обучающихся с ОВЗ в инклюзивную среду группы или класса, но и использование специальных методик адаптивного спорта лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической культурой. Это дает возможность детям с ОВЗ приобретать навыки инклюзивной коммуникации, развивать физические качества и самореализоваться как личность. А нейротипичные дети учатся понимать и принимать особенных людей и открывать в себе новые экстрабилити (уникальные возможности)», – отметил он.
Учитель физической культуры Анастасия Киреева, которая трудится в Луганском учебно-воспитательном комплексе № 51 имени 10-летия Республики, подчеркнула, что применение инклюзивных технологий помогает включать всех школьников в общий процесс занятий физической культурой. Групповые занятия также способствуют личностному и социальному развитию воспитанников.
Всего в 2024 году Луганский государственный педагогический университет, подведомственный Минпросвещения России, представил 15 научно-исследовательских работ. В настоящее время их активно применяют в школах, колледжах и вузах.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-lgpu-vnedryayut-v-detsadah-i-shkolah-lnr-i/