Статьи

В оренбургском педвузе в рамках НИР разработали концепцию преподавания нового школьного курса «История нашего края»

Оренбургским государственным педагогическим университетом в рамках научно-исследовательской работы «Изучение ключевых аспектов организации современного образовательного процесса преподавания истории родного края в школах субъектов Российской Федерации» в 2024 году разработан проект концепции преподавания дисциплины «История нашего края» в учебных организациях региона. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Сергей Любичанковский, председатель областного отделения Российского исторического общества, почетный работник сферы образования России, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России ОГПУ.

«НИР была реализована благодаря поддержке Министерства просвещения России. Научный коллектив вуза провел анализ самых актуальных вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школах России, а также в педвузах, где ведется подготовка будущих учителей истории. Предпосылкой к исследованию стало принятое на государственном уровне решение об усилении исторического образования в связи с включением с 1 сентября 2025 года в школьную программу курса «История нашего края», – рассказал Сергей Любичанковский.

Профессор отметил, что для проведения анализа предшествующего опыта преподавания истории родного края и выработки предложений, рекомендаций относительно нового курса, предназначенного для учащихся 5–7-х классов, привлекли представителей экспертного сообщества. Для достижения наибольшей результативности организовали сотрудничество с Российским историческим обществом и Ассоциацией учителей истории и обществознания.

Также в рамках реализации НИР в Оренбурге провели межрегиональный симпозиум «Историческое краеведение в современной российской школе: опыт изучения и популяризации», в котором приняли участие более 40 представителей из 22 субъектов страны.

«По итогам научного мероприятия была написана и издана одноименная коллективная монография «История родного края в современной школе: опыт изучения и популяризации», которая содержит не только теоретические выводы, но и конкретную аргументацию по каждому тезису. Положительные рецензии на нее дали ведущие специалисты по проблематике: исполнительный директор Ассоциации учителей истории и обществознания А. Майер, директор Института этнологии и антропологии РАН А. Загребин, руководитель проекта ГАУГН «История России через историю регионов» Д. Фомин-Нилов и другие эксперты», – пояснил Сергей Любичанковский.

Он добавил, что качество исследования было признано высоким и оргкомитетом Петербургского исторического форума, который включил презентацию монографии в свою официальную программу.

«Аргументированно доказано, что преподавание дисциплины «История нашего края» наиболее оптимально в 6–11-х классах, поскольку только в этом случае появляется синергетический эффект в достижении поставленных государством задач, а также только при этом условии возможно реальное, а не формальное постижение истории региона как части общероссийского исторического процесса. В 5-м классе, как и в начальной школе, наиболее эффективен пропедевтический курс по типу советского опыта преподавания «Рассказов по истории СССР», – подчеркнул профессор.

Учеными вуза определено, что главным принципом структуризации курса – в контексте достижения высокого уровня эффективности преподавания истории и воспитания средствами исторического просвещения – является его синхронизация с дисциплиной «История России» на основе параллельного рассмотрения вопросов в рамках одних и тех же хронологических периодов.

Сергей Любичанковский обратил внимание, что ОГПУ в ходе проведения научного исследования были разработаны Методические рекомендации для студентов исторического факультета, руководителей сферы образования и педагогов по упорядочению процесса преподавания истории родного края в школах России на основании совокупного опыта субъектов РФ, реализованного в 2014–2024 гг.

Также в вузе издали учебно-методическое пособие «Использование краеведческого материала в олимпиадном движении по истории», отразившее важную для практикующих учителей тематику, и разработали дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Современные подходы к преподаванию истории родного края в рамках школьного курса истории».

Основные результаты НИР были представлены на всероссийских и международных конференциях, опубликованы в журналах по истории и педагогике из реестра ВАК.

Напомним, что в соответствии с Указом президента РФ Владимира Путина от 8 мая 2024 года № 314 утверждены Основы государственной политики в области исторического просвещения, которые определили существенное повышение внимания к преподаванию истории России в целом, а также ее региональной составляющей.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-orenburgskom-pedvuze-v-ramkah-nir-razrabotali-ko/
Made on
Tilda