Статьи

Коллектив УрГПУ изучил механизмы развития медиаграмотности в условиях цифровой культуры

В 2024 году научный коллектив преподавателей Уральского государственного педагогического университета выполнил прикладную научно-исследовательскую работу «Развитие медиаграмотности у педагогов и обучающихся в условиях цифровой культуры». Участники проекта изучили подходы к совершенствованию медиакомпетенций. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.

«Развитие цифровых технологий и социальных сетей привело к росту потребления медиаконтента, особенно благодаря появлению нейросетей, создающих контент самостоятельно. Это усилило необходимость критически относиться к информации и развивать медиаобразование. В эпоху цифровой культуры важно уметь анализировать медиаматериалы, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Педагоги – как будущие, так и действующие – также должны обладать этими навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с учениками в медиасреде и способствовать созданию позитивного контента. Интеграция медиа в образование помогает развивать коммуникационные навыки и формировать сообщества как онлайн, так и офлайн», – отметила руководитель НИР, заведующая кафедрой философии, социологии и культурологии Наталья Симбирцева.

В рамках проекта исследователи провели анкетирование преподавателей и учащихся системы общего, среднего профессионального и высшего образования с целью оценки их базовых знаний о медиасфере, уровня медиаграмотности и особенностей медиапотребления, а также выполнили апробацию диагностических кейсов, направленных на оценку развитости критического мышления студентов педвуза. Было опрошено 445 человек из шести субъектов РФ, в том числе педагоги, студенты учреждений СПО и вузов. В частности, вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, понимают ли педагоги и студенты суть терминов «фейковая новость», «фактчекинг», «кликбейт», «дипфейк», «алгоритм социальных сетей», а также что такое когнитивное искажение.

В рамках проекта описаны механизмы приобщения субъектов образовательных отношений к ценностям и смыслам культуры в цифровой среде. Ими могут быть творческие медиапрактики студентов педагогического вуза, способствующие развитию профессиональных компетенций, развитие правовой культуры младших подростков средствами кинопедагогики, подготовка педагогов к работе с медиатехнологиями на примере стоп-моушен анимации, медиасопровождение образовательного события в педагогическом вузе и медиасопровождение университета.

Участники исследовательской работы также выпустили серию научных статей, описывающих медиапрактики, направленные на развитие навыков и компетенций, обеспечивающих успешное приобщение к ценностям и смыслам культуры в цифровой среде.

По словам Натальи Симбирцевой, работа в этом направлении продолжается, так как является комплексной темой кафедры философии, социологии и культурологии.

«Многие педагоги с интересом вовлекаются в тему медиа. Опыт УрГПУ позволяет достаточно широко описать возможности использования медиа в разных средах. Если удастся получить финансирование на второй год реализации проекта, планируется разработать методические рекомендации по повышению медиаграмотности педагогов и будущих педагогов», – добавила она.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/kollektiv-urgpu-izuchil-mehanizmy-razvitiya-mediag/
Made on
Tilda