Статьи

Ученые ЛГПУ выяснили, как определить готовность студентов к внедрению новых подходов к инклюзивной профессионализации

В 2024 году в рамках государственного задания Минпросвещения России в Луганском государственном педагогическом университете реализовали научно-исследовательскую работу «Теория и практика инклюзивной профессионализации в системе подготовки социальных работников к деятельности в современных условиях развития общества». Татьяна Мальцева, руководитель исследовательской группы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы ЛГПУ, рассказала федеральному порталу «Российское образование» о ключевых подходах, описанных в новой научной концепции.

Инклюзивная профессионализация – это процесс, направленный на включение людей с особыми потребностями в профессиональное образование и трудовую деятельность, социальные, экономические, культурные и другие общественные процессы. Этот подход предполагает создание условий, при которых такие лица получают равный доступ к обучению, профессиональному развитию и карьерным возможностям.

Татьяна Мальцева пояснила, что понятие «инклюзивная профессионализация» не должно ограничиваться обучением людей с инвалидностью и ОВЗ.

«Инклюзивная профессионализация – это включение образования в самые передовые достижения науки и техники, что предполагает формирование специалиста будущего. Также этот процесс подразумевает духовно-нравственное развитие общества через социальную инклюзию, то есть включение в профессиональную подготовку лиц, имеющих социально-функциональные отличия. К ним относятся не только инвалиды и люди с ОВЗ, но и граждане предпенсионного и пенсионного возраста, военнослужащие – участники боевых действий, беженцы, переселенцы, жители освобожденных территорий, лица, вышедшие из мест лишения свободы, и другие. Два этих понятия в некотором роде являются вызовами современности и имеют свою событийную сущность инклюзивной профессиональной подготовки специалистов нового поколения», – подчеркнула Татьяна Мальцева.

На базе ЛГПУ ученые провели исследование, целью которого стала проверка уровня подготовки студентов к работе в новых условиях практики инклюзивной профессионализации.

Для этого специалисты разработали специальный инструментарий, который позволяет оценить степень социально-профессиональной готовности будущих специалистов к внедрению новых подходов к инклюзии, их личностно-субъектные качества и мотивы, способность использовать современные инклюзивные практики, а также определяет готовность работать с новыми группами людей, нуждающихся в поддержке. В исследовании приняли участие преподаватели, студенты и работники социальных учреждений.

Кроме того, в ЛГПУ разработали и апробировали учебные программы новых дисциплин «Инклюзивная профессионализация как форма социальной работы», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной профессионализации», а также подготовили программу социально-психологического тренинга, учебные пособия и учебно-методические рекомендации для проведения занятий по новым дисциплинам.

Результаты исследования изложены в 14 научных статьях, монографии, 10 препринтах, представлены в 10 докладах на международных научно-практических конференциях.

Помимо этого, участники НИР поделились своими наработками с коллегами из других вузов страны. Эксперты обратили особое внимание на важность инклюзивного образования, социализации и адаптации в современном социуме не только лиц с инвалидностью, но и других социальных клиентов, попавших по объективным или субъективным причинам в условия вынужденной эксклюзии.

Важность обмена опытом между разными вузами страны отметила Тамара Щелина, директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, профессор. Она подчеркнула, что предлагаемый учеными ЛГПУ подход к инклюзивной профессионализации сформирует не только современную теоретико-методологическую концепцию, но и позволит реализовать новую систему практической работы, воспитать духовно-нравственного гражданина-профессионала.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-lgpu-vyyasnili-kak-opredelit-gotovnost-stu/
2025-03-13 16:24