Ученые Тульского государственного педагогического университета (ТГПУ) им. Л.Н. Толстого разработали модель непрерывной подготовки преподавателя русского языка как иностранного (РКИ) и проверили ее на практике в Республике Сербской (Босния и Герцеговина). У сотрудников университета сложились тесные отношения с сербскими коллегами: стороны обмениваются научными наработками и проводят совместные мероприятия. Это эффективное партнерство и позволило вузу в 2024 году в рамках государственного задания реализовать научно-исследовательскую работу (НИР) на тему «Актуализация и апробация сформированной модели непрерывной подготовки преподавателя РКИ в системе среднего и высшего образования». О том, каких результатов удалось добиться научному коллективу ТГПУ им. Л.Н. Толстого при выполнении НИР, федеральному порталу «Российское образование» рассказала проректор по научно-исследовательской работе педагогического университета Екатерина Ромашина.
«Перед нашими учеными стояла достаточно непростая задача – требовалось проверить, насколько работоспособна ранее разработанная нами модель непрерывной подготовки преподавателя русского языка как иностранного на практике. Это было бы совсем нереально выполнить без активного участия сербской стороны. Но благодаря конструктивному сотрудничеству мы впервые смогли наблюдать, как работает модель в реальных условиях, и сделать выводы о степени ее актуальности и эффективности с учетом современных политических и социокультурных условий», – отметила Екатерина Ромашина.
Она сообщила, что исследование проходило с участием школ, гимназий, высших школ Республики Сербской (Босния и Герцеговина), а также центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, созданных в стране. Это позволило максимально объективно оценить подходы, которые сегодня принято считать наиболее приоритетными при подготовке преподавателей русского языка как иностранного, – принципу коммуникативности и предметно-языковому интегрированному обучению. Екатерина Ромашина пояснила, что апробация модели подготовки преподавателя РКИ в Республике Сербской проходила во время публичных мероприятий, в ходе образовательного процесса, при презентациях и обсуждении нового учебно-методического материала, а также в рамках научных дискуссий.
«В первую очередь нам было важно показать, что формирование педагога, который обучает русскому иностранных граждан, должно начинаться еще с этапа вузовской или даже в ряде случаев школьной подготовки и продолжаться в течение всей профессиональной деятельности, и таким образом доказать в процессе апробации один из основных принципов подготовки преподавателя РКИ – принцип непрерывности, – подчеркнула проректор по научно-исследовательской работе. – Также в процессе работы мы смогли доказать важность использования современного языкового и речевого материала во время занятий».
Она обратила внимание, что на основе полученных данных во время исследования учеными университета были разработаны программы дополнительного образования, курсы повышения квалификации, задания по языку делового общения для жителей Республики Сербской.
«Апробация учебных материалов показала их острую необходимость. В Республике Сербской введение русского языка в качестве второго иностранного языка пока не имеет хорошей обеспеченности литературой. Преподаватели и учителя заинтересованы в учебном и учебно-методическом материале. Кроме того, мы подтвердили высокую заинтересованность к изучению русского среди школьников и студентов, выработали методики, учитывающие культурологические и социологические особенности уклада жизни местного населения. Популярность русского языка в Республике Сербской определенно растет, и мы можем способствовать этому процессу, разработав оптимальную модель его изучения и преподавания», – сказала в заключение Екатерина Ромашина.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-tulskogo-pedvuza-razrabotali-kursy-dlya-uc/
«Перед нашими учеными стояла достаточно непростая задача – требовалось проверить, насколько работоспособна ранее разработанная нами модель непрерывной подготовки преподавателя русского языка как иностранного на практике. Это было бы совсем нереально выполнить без активного участия сербской стороны. Но благодаря конструктивному сотрудничеству мы впервые смогли наблюдать, как работает модель в реальных условиях, и сделать выводы о степени ее актуальности и эффективности с учетом современных политических и социокультурных условий», – отметила Екатерина Ромашина.
Она сообщила, что исследование проходило с участием школ, гимназий, высших школ Республики Сербской (Босния и Герцеговина), а также центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, созданных в стране. Это позволило максимально объективно оценить подходы, которые сегодня принято считать наиболее приоритетными при подготовке преподавателей русского языка как иностранного, – принципу коммуникативности и предметно-языковому интегрированному обучению. Екатерина Ромашина пояснила, что апробация модели подготовки преподавателя РКИ в Республике Сербской проходила во время публичных мероприятий, в ходе образовательного процесса, при презентациях и обсуждении нового учебно-методического материала, а также в рамках научных дискуссий.
«В первую очередь нам было важно показать, что формирование педагога, который обучает русскому иностранных граждан, должно начинаться еще с этапа вузовской или даже в ряде случаев школьной подготовки и продолжаться в течение всей профессиональной деятельности, и таким образом доказать в процессе апробации один из основных принципов подготовки преподавателя РКИ – принцип непрерывности, – подчеркнула проректор по научно-исследовательской работе. – Также в процессе работы мы смогли доказать важность использования современного языкового и речевого материала во время занятий».
Она обратила внимание, что на основе полученных данных во время исследования учеными университета были разработаны программы дополнительного образования, курсы повышения квалификации, задания по языку делового общения для жителей Республики Сербской.
«Апробация учебных материалов показала их острую необходимость. В Республике Сербской введение русского языка в качестве второго иностранного языка пока не имеет хорошей обеспеченности литературой. Преподаватели и учителя заинтересованы в учебном и учебно-методическом материале. Кроме того, мы подтвердили высокую заинтересованность к изучению русского среди школьников и студентов, выработали методики, учитывающие культурологические и социологические особенности уклада жизни местного населения. Популярность русского языка в Республике Сербской определенно растет, и мы можем способствовать этому процессу, разработав оптимальную модель его изучения и преподавания», – сказала в заключение Екатерина Ромашина.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-tulskogo-pedvuza-razrabotali-kursy-dlya-uc/