Коллектив Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2024 году по госзаданию Министерства просвещения РФ выполнил научно-исследовательскую работу «Организационные условия и методическое сопровождение обучения русскому языку и продвижения русской культуры в странах Юга Африки (ЮАР, Зимбабве, Намибия, Ботсвана)». О том, что послужило предпосылкой к проведению НИР, а также какие результаты получены в ходе реализации проекта, федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.
«Работа над исследованием осуществлялась в контексте поставленной в 2023 году президентом России Владимиром Путиным задачи по усилению значимости нашей страны в мировом гуманитарном пространстве. Принимая во внимание, что русский язык не является распространенным в странах Африки, точечные связи, эпизоды прошлого и настоящего позволяют заявлять о значимом статусе России, ее людей и культуры на рассматриваемом континенте. Это и обусловило актуальность НИР в совокупности задач, связанных с определением статуса русского языка, обучения ему и на нем, разработкой системы условий его продвижения в организационном и методическом аспектах», – отметил Борис Крузе, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ПГГПУ.
По его словам, в рамках проведения проекта коллектив вуза обращался как к документальным, так и научным источникам, содержащим информацию о представленности русского языка в исследуемых странах.
«Результаты проведенной работы содержатся в научном отчете о количественном и качественном статусе преподавания русского языка и проведения занятий на русском языке в образовательных учреждениях стран Юга Африки. Принцип историзма, который стал основой отчета, помог сформулировать организационные условия для выстраивания работы по распространению русского языка в африканских странах», – пояснил профессор.
В ходе исследования также были разработаны дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный в диалоге культур» и методические рекомендации по обучению русскому языку (уровень А0).
«Научные материалы апробировали на базе Центра открытого образования на русском языке в Международном университете менеджмента города Виндхук (Намибия) и представили в результатах отчета. После внесения корректировок, полученных по итогам апробации, их опубликуют в формате учебного пособия. Также учеными вуза были разработаны сборники сценариев культурно-образовательных событий, в их числе «Пермский период», представленный в виде виртуальных экскурсий по Перми и апробированный в рамках работы со школьниками в ЮАР, и «По страницам русских сказок», – отметил Борис Крузе.
Кроме того, вузом в рамках НИР разработаны дидактические игры «Окно в Россию», «Русское слово», «Пермский педагогический», «Мой дом» и «Кто я».
Результаты исследования были систематизированы и обобщены в программе дополнительного образования «Методика преподавания РКИ в диалоге культур» для студентов педагогических направлений, что обеспечивает выполнение одного из организационных условий продвижения русского языка и культуры в странах Юга Африки.
Опыт практической деятельности, а также созданная система условий позволили перейти к проектированию инструментов для распространения ценностей российского образования на Африканском континенте.
«Так, совместно с Министерством начального и среднего образования Республики Зимбабве был проведен курс повышения квалификации учителей «Искусственный интеллект в образовании». Кроме того, наш вуз посетила делегация из этой республики во главе с министром начального и среднего образования Торерайи Мойо. Почетные гости также встретились с губернатором Пермского края, представителями Администрации города Перми, Министерства по туризму и Министерства образования и науки региона, ведущих университетов, школ и учреждений профессионального и дополнительного образования, дирекции Межвузовского кампуса «Будущее Пармы», – рассказал Борис Крузе.
В составе делегации Зимбабве в Пермь прибыли учителя, для которых специально разработан и проведен курс повышения квалификации «Современные образовательные технологии», получивший высокую оценку министра начального и среднего образования республики Торерайи Мойо и слушателей.
В настоящее время Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом ведется работа по реализации следующего этапа проектно-исследовательской деятельности, который связан с укреплением взаимодействия и проведением совместных исследований с организациями образования стран Юга Африки, направленных в том числе на формирование функциональной грамотности африканских школьников.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-permskogo-pedvuza-razrabotali-sistemu-uslo/
«Работа над исследованием осуществлялась в контексте поставленной в 2023 году президентом России Владимиром Путиным задачи по усилению значимости нашей страны в мировом гуманитарном пространстве. Принимая во внимание, что русский язык не является распространенным в странах Африки, точечные связи, эпизоды прошлого и настоящего позволяют заявлять о значимом статусе России, ее людей и культуры на рассматриваемом континенте. Это и обусловило актуальность НИР в совокупности задач, связанных с определением статуса русского языка, обучения ему и на нем, разработкой системы условий его продвижения в организационном и методическом аспектах», – отметил Борис Крузе, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ПГГПУ.
По его словам, в рамках проведения проекта коллектив вуза обращался как к документальным, так и научным источникам, содержащим информацию о представленности русского языка в исследуемых странах.
«Результаты проведенной работы содержатся в научном отчете о количественном и качественном статусе преподавания русского языка и проведения занятий на русском языке в образовательных учреждениях стран Юга Африки. Принцип историзма, который стал основой отчета, помог сформулировать организационные условия для выстраивания работы по распространению русского языка в африканских странах», – пояснил профессор.
В ходе исследования также были разработаны дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный в диалоге культур» и методические рекомендации по обучению русскому языку (уровень А0).
«Научные материалы апробировали на базе Центра открытого образования на русском языке в Международном университете менеджмента города Виндхук (Намибия) и представили в результатах отчета. После внесения корректировок, полученных по итогам апробации, их опубликуют в формате учебного пособия. Также учеными вуза были разработаны сборники сценариев культурно-образовательных событий, в их числе «Пермский период», представленный в виде виртуальных экскурсий по Перми и апробированный в рамках работы со школьниками в ЮАР, и «По страницам русских сказок», – отметил Борис Крузе.
Кроме того, вузом в рамках НИР разработаны дидактические игры «Окно в Россию», «Русское слово», «Пермский педагогический», «Мой дом» и «Кто я».
Результаты исследования были систематизированы и обобщены в программе дополнительного образования «Методика преподавания РКИ в диалоге культур» для студентов педагогических направлений, что обеспечивает выполнение одного из организационных условий продвижения русского языка и культуры в странах Юга Африки.
Опыт практической деятельности, а также созданная система условий позволили перейти к проектированию инструментов для распространения ценностей российского образования на Африканском континенте.
«Так, совместно с Министерством начального и среднего образования Республики Зимбабве был проведен курс повышения квалификации учителей «Искусственный интеллект в образовании». Кроме того, наш вуз посетила делегация из этой республики во главе с министром начального и среднего образования Торерайи Мойо. Почетные гости также встретились с губернатором Пермского края, представителями Администрации города Перми, Министерства по туризму и Министерства образования и науки региона, ведущих университетов, школ и учреждений профессионального и дополнительного образования, дирекции Межвузовского кампуса «Будущее Пармы», – рассказал Борис Крузе.
В составе делегации Зимбабве в Пермь прибыли учителя, для которых специально разработан и проведен курс повышения квалификации «Современные образовательные технологии», получивший высокую оценку министра начального и среднего образования республики Торерайи Мойо и слушателей.
В настоящее время Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом ведется работа по реализации следующего этапа проектно-исследовательской деятельности, который связан с укреплением взаимодействия и проведением совместных исследований с организациями образования стран Юга Африки, направленных в том числе на формирование функциональной грамотности африканских школьников.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-permskogo-pedvuza-razrabotali-sistemu-uslo/