Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова в 2024 году по госзаданию Минпросвещения России выполнил прикладную научно-исследовательскую работу по направлению «Современные технологии воспитания. Патриотическое воспитание учащихся и студентов». Участие в ней также приняли Российская академия образования, Российское общество «Знание» и Академия «Каспий». Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.
«Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи всегда была мне интересна. Диссертация, защищенная мной в 1992 году, была посвящена проблеме интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи. С тех пор все мои публикации были посвящены патриотическому воспитанию и культуре межнационального общения. Заниматься исследованием в рамках госзадания я начала в 2022 году, когда выиграла его по теме «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности». В 2023 году в рамках госзадания было выполнено исследование «Российские духовно-нравственные ценности как основа формирования социальной ответственности студентов». В 2024 году было выполнено исследование «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», – рассказала руководитель проекта «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», заведующая кафедрой педагогики ДГПУ Раиса Сулейманова.
Коллектив НИР ставил перед собой задачу выявить, обосновать и провести экспериментальную проверку формирования патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников СВО.
Результаты исследования опубликованы в статьях из списка ВАК и перечня российского цитируемого индекса, в учебно-методическом пособии «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», материалах международной научно-практической конференции «Истоки российской доблести», методических рекомендациях «Формирование российской идентичности студенческой молодежи в условиях специальной военной операции», «Антологии боевой славы: уроки мужества», а также включены в программу повышения квалификации «Патриотическая идентичность студентов».
В ходе исследования были проведены Международная научно-практическая конференция в Махачкале и курсы по повышению квалификации на базе Гамзатовского университета, которые прошли 105 учителей махачкалинских школ.
«Важным фактором, влияющим на формирование патриотической идентичности студенческой молодежи, является реализация воспитательной деятельности вуза на примере героизма участников специальной военной операции, мотивации студентов стать патриотом, защитником Отечества. Они осознают, что есть герои, живущие рядом с нами, а не только люди-легенды – победители в отечественных войнах, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков… Такая деятельность направлена на формирование патриотической идентичности, повышение уровня гражданственности, привитие навыков организационной патриотической деятельности. Современная молодежь становится свидетелем того, что героизм во время СВО может проявляться как в виде отважного поведения на поле боя, так и в стратегическом планировании и выполнении боевых задач. Беседы со студентами, слушателями курсов повышения квалификации свидетельствуют о том, что информация о героических подвигах участников СВО способствует осознанию механизмов героического поведения на фронте», – отметила Раиса Сулейманова.
Примерам мужества, проявленного участниками специальной военной операции, был посвящен ряд мероприятий. В частности, студенты ДГПУ им. Р. Гамзатова приняли участие в военно-патриотическом квесте и организовали мультимедийную презентацию «Герои СВО», состоялся круглый стол «Наш долг героям Отечества» с участием учащихся колледжа, преподавателей и школьных учителей, был проведен флешмоб «Спасибо за нашу Родину».
Результаты прикладного исследования могут быть использованы в школах, в ходе подготовки учителей в педвузах и колледжах, в системе повышения квалификации работников образования, в методических службах школ и управлений образованием.
Методические рекомендации по формированию патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников СВО в настоящее время используются в образовательной практике ДГПУим. Р. Гамзатова, Чеченского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета, Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ушакова и Института развития образования Министерства образования и науки Республики Дагестан.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-gamzatovskom-universitete-vyyasnili-kak-geroizm-/
«Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи всегда была мне интересна. Диссертация, защищенная мной в 1992 году, была посвящена проблеме интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи. С тех пор все мои публикации были посвящены патриотическому воспитанию и культуре межнационального общения. Заниматься исследованием в рамках госзадания я начала в 2022 году, когда выиграла его по теме «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности». В 2023 году в рамках госзадания было выполнено исследование «Российские духовно-нравственные ценности как основа формирования социальной ответственности студентов». В 2024 году было выполнено исследование «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», – рассказала руководитель проекта «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», заведующая кафедрой педагогики ДГПУ Раиса Сулейманова.
Коллектив НИР ставил перед собой задачу выявить, обосновать и провести экспериментальную проверку формирования патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников СВО.
Результаты исследования опубликованы в статьях из списка ВАК и перечня российского цитируемого индекса, в учебно-методическом пособии «Формирование патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников специальной военной операции», материалах международной научно-практической конференции «Истоки российской доблести», методических рекомендациях «Формирование российской идентичности студенческой молодежи в условиях специальной военной операции», «Антологии боевой славы: уроки мужества», а также включены в программу повышения квалификации «Патриотическая идентичность студентов».
В ходе исследования были проведены Международная научно-практическая конференция в Махачкале и курсы по повышению квалификации на базе Гамзатовского университета, которые прошли 105 учителей махачкалинских школ.
«Важным фактором, влияющим на формирование патриотической идентичности студенческой молодежи, является реализация воспитательной деятельности вуза на примере героизма участников специальной военной операции, мотивации студентов стать патриотом, защитником Отечества. Они осознают, что есть герои, живущие рядом с нами, а не только люди-легенды – победители в отечественных войнах, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков… Такая деятельность направлена на формирование патриотической идентичности, повышение уровня гражданственности, привитие навыков организационной патриотической деятельности. Современная молодежь становится свидетелем того, что героизм во время СВО может проявляться как в виде отважного поведения на поле боя, так и в стратегическом планировании и выполнении боевых задач. Беседы со студентами, слушателями курсов повышения квалификации свидетельствуют о том, что информация о героических подвигах участников СВО способствует осознанию механизмов героического поведения на фронте», – отметила Раиса Сулейманова.
Примерам мужества, проявленного участниками специальной военной операции, был посвящен ряд мероприятий. В частности, студенты ДГПУ им. Р. Гамзатова приняли участие в военно-патриотическом квесте и организовали мультимедийную презентацию «Герои СВО», состоялся круглый стол «Наш долг героям Отечества» с участием учащихся колледжа, преподавателей и школьных учителей, был проведен флешмоб «Спасибо за нашу Родину».
Результаты прикладного исследования могут быть использованы в школах, в ходе подготовки учителей в педвузах и колледжах, в системе повышения квалификации работников образования, в методических службах школ и управлений образованием.
Методические рекомендации по формированию патриотической идентичности студенческой молодежи на примерах героизма участников СВО в настоящее время используются в образовательной практике ДГПУим. Р. Гамзатова, Чеченского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета, Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ушакова и Института развития образования Министерства образования и науки Республики Дагестан.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-gamzatovskom-universitete-vyyasnili-kak-geroizm-/