Научный коллектив Алтайского государственного педагогического университета выявил специфику взаимодействия основных участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Виталий Кулиш, руководитель НИР «Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников», кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, политологии и экономики АлтГПУ.
В результате прикладной НИР был получен комплекс научных материалов, теоретико-методологических положений и выводов, раскрывающих предмет исследования, имеющих научную новизну, теоретическую и практическую значимость для формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи.
«Современное российское общество находится на этапе переосмысления социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности и накопленный культурно-исторический опыт, которые позволяют России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность народа. Гражданственность и историческая память как одни из базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей выделены в Указе президента РФ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей», – отметил Виталий Кулиш.
Задача воспитания у молодого поколения гражданственности и уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России имеет первостепенное значение в контексте подготовки Стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. В этой связи прикладное исследование «Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников» направлено на решение противоречия между выраженной потребностью учреждений среднего общего образования в научном сопровождении и методической поддержке формирования исторической памяти и гражданственности обучающихся и недостаточной степенью изученности социального механизма их формирования.
Коллективом АлтГПУ в рамках НИР было предложено решение методологической проблемы разработки социальных показателей и индикаторов гражданственности детей и молодежи, а также определена область их практического применения в учреждениях общего образования. Также были представлены лучшие практики взаимодействия субъектов образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников, определена роль музея педвуза как методического центра в рамках межинституционального взаимодействия (школа – школьный музей – музей вуза), предложены методические рекомендации по эффективной организации взаимодействия субъектов образовательных отношений, в том числе по формированию гражданственности и исторической памяти на внеурочных занятиях «Разговоры о важном».
Для заместителей директоров и советников по воспитательной работе разработаны концептуальные основания формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи в организации внеурочной воспитательной работы в школе. Организаторам и лидерам детских общественных движений переданы социальные показатели гражданственности для оценки и планирования деятельности детских и молодежных общественных объединений. Для классных руководителей внедрены результаты экспертизы сценариев занятий и программы цикла внеурочных воспитательных мероприятий «Разговоры о важном» с позиции соответствия концептуальным основаниям формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи. Учителям и педагогам предложена примерная программа по формированию генеалогической культуры обучающихся.
Результаты исследования были представлены педагогической общественности на ряде научно-практических конференций. Опубликованы аналитические записки, содержащие результаты исследования и разработанные научно-методические рекомендации.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-altgpu-nashli-sposoby-ocenit-sformirovannost-ist/
В результате прикладной НИР был получен комплекс научных материалов, теоретико-методологических положений и выводов, раскрывающих предмет исследования, имеющих научную новизну, теоретическую и практическую значимость для формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи.
«Современное российское общество находится на этапе переосмысления социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности и накопленный культурно-исторический опыт, которые позволяют России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность народа. Гражданственность и историческая память как одни из базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей выделены в Указе президента РФ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей», – отметил Виталий Кулиш.
Задача воспитания у молодого поколения гражданственности и уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России имеет первостепенное значение в контексте подготовки Стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. В этой связи прикладное исследование «Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников» направлено на решение противоречия между выраженной потребностью учреждений среднего общего образования в научном сопровождении и методической поддержке формирования исторической памяти и гражданственности обучающихся и недостаточной степенью изученности социального механизма их формирования.
Коллективом АлтГПУ в рамках НИР было предложено решение методологической проблемы разработки социальных показателей и индикаторов гражданственности детей и молодежи, а также определена область их практического применения в учреждениях общего образования. Также были представлены лучшие практики взаимодействия субъектов образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников, определена роль музея педвуза как методического центра в рамках межинституционального взаимодействия (школа – школьный музей – музей вуза), предложены методические рекомендации по эффективной организации взаимодействия субъектов образовательных отношений, в том числе по формированию гражданственности и исторической памяти на внеурочных занятиях «Разговоры о важном».
Для заместителей директоров и советников по воспитательной работе разработаны концептуальные основания формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи в организации внеурочной воспитательной работы в школе. Организаторам и лидерам детских общественных движений переданы социальные показатели гражданственности для оценки и планирования деятельности детских и молодежных общественных объединений. Для классных руководителей внедрены результаты экспертизы сценариев занятий и программы цикла внеурочных воспитательных мероприятий «Разговоры о важном» с позиции соответствия концептуальным основаниям формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи. Учителям и педагогам предложена примерная программа по формированию генеалогической культуры обучающихся.
Результаты исследования были представлены педагогической общественности на ряде научно-практических конференций. Опубликованы аналитические записки, содержащие результаты исследования и разработанные научно-методические рекомендации.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-altgpu-nashli-sposoby-ocenit-sformirovannost-ist/