Статьи

Оренбургский педвуз разрабатывает проекты по продвижению русского языка за рубежом в рамках реализации НИР

Также в вузе успешно реализуются исследования по вопросам социализации лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования; воспитательных практик и работы с родителями

В Оренбургском государственном педагогическом университете, подведомственном Министерству просвещения РФ, востребованы научно-исследовательские работы, связанные с продвижением русского языка за рубежом, а также его сохранением, развитием и поддержкой в российском пространстве. Об этом порталу «Российское образование» рассказала проректор по научной работе Оренбургского государственного педагогического университета Елена Бурлуцкая.

«Уже традиционно, в качестве ежегодного направления НИР у нас разрабатываются проекты по международной деятельности, поскольку учебное заведение на протяжении нескольких лет успешно сотрудничает с образовательными учреждениями Республики Уганда, а также с Ассоциацией российских женщин в Уганде «Росинка», – отметила Бурлуцкая.

В 2023 году делегация ОГПУ выезжала в столицу Уганды – город Кампала, где была реализована программа обучения граждан русскому языку. Ее освоили около 200 человек.

Педагоги образовательного учреждения провели просветительские, научные и культурные мероприятия с участием местных школьников и студентов.

В 2024 году в рамках реализации НИР научный коллектив вуза подготовил учебно-методические пособия для обучения русскому языку, которые передали иностранным коллегам.

Также в университете успешно реализуются научно-исследовательские работы по вопросам социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования; воспитательных практик и работы с родителями.

На площадке учебного заведения создан диссертационный совет по специальностям, связанным с педагогикой, методологией и технологиями профессионального образования. Он объединил ученых из ОГПУ и Оренбургского государственного университета.

«Входящие в состав этого диссертационного совета доктора педагогических наук, работающие в нашем вузе, стремятся сочетать в своих научных исследованиях тематику, предложенную Минпросвещения России, с темами, обозначенными в Программе фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021–2030 годы) по направлению «Науки и образование», – отметила Елена Бурлуцкая.

По словам проректора, вузом ежегодно подается около десяти заявок на проведение НИР.

«Это и заявки на исследования в рамках госзадания Министерства просвещения РФ, а также грантовые заявки в Российский научный фонд и другие организации. Необходимо понимать, что научная работа – дело непростое, требующее специальной подготовки, определенного опыта, навыков. Отмечу, что в нашем университете мы стараемся развивать исследовательские навыки у всех студентов», – пояснила Елена Бурлуцкая.

Так, в 2024 году в рамках выполнения госзадания Минпросвещения России были реализованы четыре проекта прикладного характера по направлениям: «Подготовка и профессиональное развитие педагогических кадров», «Внедрение единых образовательных программ: методики, технологии, потребности в модернизации», «Международная деятельность», а также «Современные технологии воспитания. Патриотическое воспитание учащихся и студентов».

В 2025 году министерством поддержана разработка трех НИР, на две из которых уже получены положительные заключения РАН. Научные проекты также носят прикладной характер.

Реализация исследований будет проходить по направлениям: «Работа с родителями: формирование сообществ, методическое сопровождение, модели взаимодействия педагогов и родителей», «Разработка новых методик, технологий специального (коррекционного) образования для детей с инвалидностью и ОВЗ», а также «Международная деятельность».

«Участие в реализации НИР дает возможность молодым исследователям получить бесценный опыт в рамках совместной работы с известными учеными. Профессора, доктора наук рассматривают НИР как возможность не только теоретически разработать какую-то интересную в научном плане тему, но и получить практический результат, который можно максимально быстро внедрить. Для университетов это возможность более тесного сотрудничества с коллегами из других регионов», – добавила Елена Бурлуцкая.

По ее словам, все результаты НИР впоследствии успешно внедряются в практическую работу ОГПУ и региональную систему образования.

Учебники и методические пособия, разработанные в рамках научных исследований, направляются в образовательные организации города и области, а также за пределы региона и даже страны (по международным проектам).

На базе университета проводятся мастер-классы, обучающие семинары, курсы повышения квалификации, реализуются программы переподготовки и дополнительного образования, которые опираются на полученные научные результаты, объединяя педагогов и студентов.
Made on
Tilda