Статьи

Ученые ЯГПУ выяснили как цифровая среда влияет на поведение современной молодежи

Ученые Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) им. К.Д. Ушинского разработали комплексную вариативную модель профилактики отклоняющегося поведения студенческой молодежи цифрового поколения. В 2024 году они реализовали прикладную научно-исследовательскую работу (НИР) на эту тему. О том, какие существуют риски цифровой социализации молодых людей и как можно их избежать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель НИР Ирина Тарханова, директор Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

«Сегодня цифровая среда стала основным пространством для общения и получения информации, особенно для молодежи. Однако она несет в себе множество рисков. Молодые люди часто воспринимают виртуальные ценности как более важные, чем реальные, это ведет к изменению их восприятия окружающего мира. Ученые Ярославского педагогического университета провели масштабную работу по сбору примеров девиаций (отклонение от нормы) у молодежи в цифровой среде, исследовали причины и способы их возникновения и распространения. Девиантное поведение может проявляться как в реальном мире, так и в виртуальном пространстве. Примерами таких девиаций могут служить кибербуллинг, интернет-мошенничество, создание и распространение деструктивного контента», – отметила Ирина Тарханова.

Она сообщила, что сотрудники ЯГПУ выделили два основных типа рисков цифровой социализации: инклюзивные и эксклюзивные. Инклюзивные риски связаны с гипервовлеченностью молодежи в девиантные сетевые коммуникации. По словам Ирины Тархановой, это может приводить к формированию зависимостей и утрате реальной идентичности. Эксклюзивные риски связаны с сокращением реальных контактов и снижением уровня этических и моральных норм в общении.

«Основные причины возникновения «цифровых девиаций» – искаженная самопрезентация, недостаток осознания регулирующей функции социальных норм и анонимность виртуального пространства, которая создает иллюзию безнаказанности», – подчеркнула руководитель НИР.

По мнению ученых Ярославского педагогического университета, для борьбы с девиантным поведением в цифровой среде необходимы комплексные меры. Это усиление контроля над контентом, разработка информационных кампаний для повышения осведомленности о рисках, а также развитие социальных навыков и критического мышления у молодежи.

«Основой концепции профилактической работы со студенческой молодежью цифрового поколения по итогам исследования стала идея сочетания элементов просветительской и воспитательной деятельности, нацеленной на осознание рисков цифровой среды и формирование индивидуально-психологических факторов защиты от ее десоциализирующего влияния. Мы предложили новый подход к профилактической работе, который основан на формировании образа служения как альтернативы чрезмерной индивидуализации», – пояснила директор Института педагогики и психологии ЯГПУ.

Руководитель НИР обратила внимание, что разработанная учеными модель профилактики включает в себя несколько уровней: индивидуальный, групповой и институциональный. Она направлена на формирование у молодежи способности распознавать и противостоять негативным воздействиям цифровой среды, а также на развитие индивидуальных психологических факторов защиты. Модель предполагает тесное взаимодействие преподавателей, студентов и внешних экспертов для создания безопасного образовательного пространства.

«Необходимо учитывать особенности цифрового поколения и разрабатывать инновационные методы, направленные на формирование устойчивых морально-этических установок и развитие критического мышления. Только через активное вовлечение молодежи в создание норм и правил цифровых коммуникаций можно добиться снижения числа проявлений девиантного поведения в сети Интернет», – заключила Ирина Тарханова.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-yagpu-vyyasnili-kak-cifrovaya-sreda-vliyae/


Made on
Tilda