Статьи

Ученые ТГПУ выяснили, как эффективно вести профориентационную работу со школьниками

Сотрудники Томского государственного педагогического университета составили Карту ландшафта профориентационных практик региона для школьников, которая помогает сопровождать учеников от выбора профиля обучения в школе до трудоустройства на предприятия региона. В 2024 году они реализовали одну из четырех научно-исследовательских работ (НИР) по государственному заданию по исследованию результатов практик профориентационной работы с обучающимися и их семьями. О том, к каким выводам пришли сотрудники в ходе выполнения НИР, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель проекта Ольга Каракулова, декан факультета психологии и специального образования ТГПУ.

«Сегодня в связи с задачами научно-технологического развития и лидерства страны все отчетливее звучит тема развития школьного инженерно-технологического образования, возникает вопрос о том, какие профессии предпочтут современные старшеклассники и как правильно их сориентировать с выбором специальности. Именно это обусловило актуальность нашего исследования. Результаты НИР показывают, что у большинства обучающихся сформирован интерес не только к творческим профессиям и специальностям, связанным с коммуникациями, а также к профессиям, которые находятся на стыке разных областей – творчества и программирования», – отметила Ольга Каракулова.

Она подчеркнула, что уровень субъектности (осознанности) в выборе профессии выражен в большей степени именно у старшеклассников технологического профиля обучения.

«С нашей точки зрения, именно в работе с этой категорией школьников надо демонстрировать достижения науки, связь науки и экономики в производственном секторе, способствуя тем самым укоренению интереса к техническим и наукоемким профессиям», – пояснила декан факультета ТГПУ.

Руководитель НИР добавила, что в процессе исследования были выявлены дефициты и педагогических работников, и системы профориентационной работы в целом. Среди них – слабая вовлеченность родителей, определенное отставание содержания предметной подготовки от последних достижений технической науки, оторванность от рынка труда. По мнению Ольги Каракуловой, особенности подрастающего поколения и запрос родителей подразумевают новое содержание и формы профориентационных практик на основе реальных профессиональных проб под руководством специалистов конкретных профессий.

«Важное условие эффективности профориентационной работы – взаимодействие образовательной организации с внешними партнерами: колледжами, вузами и, главное, действующими предприятиями региона, которые демонстрируют специфику работы, мотивируя на обучение и трудоустройство. Таким образом совершается бесшовный выход на рынок труда», – сказала Ольга Каракулова.

Она сообщила, что результатом исследования стала Карта ландшафта профориентационных практик региона, которая позволяет моделировать завершенный цикл профессионального развития старшеклассника – от выбора профиля обучения в школе до трудоустройства на предприятие региона.

Руководитель НИР обратила внимание, что благодаря алгоритму создания карты и ее модели с детализацией составляющих элементов и взаимосвязей между ними результат исследования может быть тиражирован в разных регионах России. В сравнении с имеющимися ресурсами по профориентации разработанная карта обладает преимуществом конструирования долгосрочного планирования от образовательной к профессиональной деятельности с учетом колледжей и вузов, а также регионального рынка труда. Она может стать основой для выстраивания сетевого взаимодействия между образовательными организациями, ресурсными учреждениями и предприятиями региона.

Помимо НИР по исследованию результатов практик профориентационной работы, в ТГПУ в 2024 году выполнены научные работы по таким темам, как реализация цифровых инициатив образовательной направленности студентов педвузов, формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории и права, а также образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-tgpu-vyyasnili-kak-effektivno-vesti-profor/
Made on
Tilda