Статьи

В Институте развития, здоровья и адаптации ребенка выявили биологические причины трудностей обучения у подростков

В 2024 году в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка подготовили научно-исследовательскую работу «Нейрофизиологические факторы школьной неуспешности и трудностей социальной адаптации у подростков». Ученые определили биологические причины проблем в обучении и общении со взрослыми и сверстниками у подростков. Подробнее о работе федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития, здоровья и адаптации ребенка Регина Мачинская, доктор биологических наук.

«В обществе подростковый возраст часто считается проблемным как для самих подростков, так и для педагогов и родителей. Школьные трудности, взаимное непонимание со взрослыми и поиски своей социальной группы обусловлены взаимодействием различных социальных и биологических факторов. Важную роль среди них занимают физиологические процессы переходного возраста, прежде всего их влияние на работу мозга. Выявление причин подростковых проблем, обусловленных возрастными и индивидуальными изменениями, происходящими в структурах мозга, стало целью наших исследований», – отметила она.

Регина Мачинская подчеркнула, что в ходе работы специалисты сопоставили показатели академической успеваемости с нейропсихологическими, экспериментально-психологическими и электроэнцефалографическими данными, полученными при исследовании 248 подростков 12–16 лет.

В результате экспертам удалось получить новые данные, свидетельствующие о возрастной специфике нейрофизиологических факторов школьной неуспешности у ребят. Так, в подростковом возрасте появляются и, возможно, начинают играть доминирующую роль особенности взаимодействия мозговых систем произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции познавательных процессов.

Кроме того, анализ электроэнцефалограммы подростков с трудностями обучения и проблемным поведением выявил у них неоптимальное состояние различных нейронных сетей, которые обеспечивают мотивационные и эмоциональные компоненты деятельности, а также сетей, связанных с восприятием и анализом социально значимой информации. Эти особенности могут рассматриваться как нейрофизиологическая основа снижения способности соотносить свое эмоциональное состояние и действия с задачами в ходе выполнения учебных заданий и в ситуациях социального взаимодействия.

Руководитель лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития также обратила внимание на специфическую связь снижения академической успеваемости по математике и русскому языку с неоптимальным состоянием определенных нейронных сетей мозга, участвующих в процессах произвольного контроля и эмоционально-мотивационной регуляции.

«Полученные при исследовании подростков данные ставят вопрос о разработке новых психолого-педагогических подходов к преодолению школьной неуспешности, которые могут быть направлены не только на освоение учебного материала с помощью дополнительных занятий, но и на развитие эмоционального интеллекта, саморефлексии и способности к регуляции своего состояния. Не менее важным представляется создание положительного эмоционального фона общения между педагогами и учениками. Эмоциональное напряжение негативно сказывается на состоянии структур мозга, что в итоге может привести к еще большему регуляторному дисбалансу и, как следствие, к усугублению школьной неуспешности», – рассказала Регина Мачинская.

По результатам НИР в том числе опубликованы научные статьи в специализированных журналах, входящих в международные базы Scopus и Web of Science.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-infffstitfute-razvitiya-zdorovya-i-adaptacii-rebenka/
Made on
Tilda