Научно-исследовательскую работу (НИР) по направлению «Моделирование работы психолого-педагогических классов в современных условиях» реализовал коллектив ученых Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) в 2024 году по государственному заданию Министерства просвещения России. О результатах проведенного исследования федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.
Руководителем НИР выступила доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Ирина Резанович.
В соответствии с темой была поставлена цель – разработать разные модели организации деятельности профильных психолого-педагогических классов, выявив их сильные и слабые стороны.
Базовым ориентиром для ученых воронежского педвуза стала «Концепция профильных психолого-педагогических классов», разработанная творческим коллективом Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации. В данном исследовании дляреализации предлагались три базовые модели: в рамках внутришкольной профилизации класс создается в школе, базовые и профильные предметы, а также дополнительные курсы реализуются силами самой школы при взаимодействии с заинтересованными участниками; модель сетевого взаимодействия предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга; особенностью ресурсной модели является выделение одной из образовательных организаций как ресурсного центра.
Однако, рассказали в ВГПУ, в практике работы профильных психолого-педагогических классов появились и другие модели, которые нуждались в теоретическом обосновании.
«В результате выполненного исследования были спроектированы десять моделей интересующих нас классов. Прежде всего, это внутришкольная, сетевая и ресурсная модели. При этом доказано, что сетевая модель может иметь четыре уровня возможного взаимодействия, каждый из которых детерминирует новую модель сетевого функционирования: этомодель ассоциации, узловая, комбинаторная и комплиментарная модели. Кроме того, были разработаны модели появившихся новых вариантов работы психолого-педагогических классов: виртуальный класс и профильная лагерная смена», – рассказала руководитель проекта Ирина Резанович.
При анализе спроектированных моделей было установлено, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Данное обстоятельство побудило ученых вуза к созданию особой, интегрированной модели, объединяющей сильные и минимизирующей слабые стороны каждой из ранее предложенных моделей. Это модель регионального психолого-педагогического кластера, особенность которого в широкомасштабном социальном партнерстве школ, родителей, вузов и иных образовательных учреждений города, бизнес-сообществ и органов власти на основе конструктивности, взаимовыгодности и долгосрочности.
«На наш взгляд, наиболее перспективное социальное партнерство в отношении работы ППК – «педагогический вуз – школы». Именно вуз может взять на себя роль организатора и координатора всей системы профориентационной работы в классах педагогической направленности, оказывая помощь школам своими ресурсами (материально-техническими, кадровыми, научными, методическими, аудиторными)», – добавила руководитель НИР.
Всего было разработано четыре направления деятельности регионального психолого-педагогического кластера.
Специалисты также в ходе обмена опытом организации работы профильных психолого-педагогических кластеров в Воронежской области с представителями других регионов выделили затруднения, которые испытывают при выборе той или иной модели. В этой связи была разработана методика оценки основных факторов выбора организационных моделей педагогических классов. К таким факторам были отнесены: заинтересованность администрации образовательных учреждений; место жительства обучающихся (степень удаленности и транспортная доступность); имеющиеся ресурсы организации, преподавателей и обучающихся.
«Кроме выше озвученного, наша команда разработала педагогические условия успешного развития субъектности обучающихся, что обязательно скажется на особенности их профессионального выбора, а именно: а) проведение персональных проб, б) создание индивидуальных учебных проектов, в) построение личной карьерограммы каждым обучающимся», – рассказала Ирина Резанович.
Воронежские ученые также создали научно-методический инструментарий для организации качественной работы профильных психолого-педагогических классов: это учебно-методические материалы, педагогические технологии, методические рекомендации и средства оценки контроля качества обучения.
В практической работе с профильными психолого-педагогическими классами вуз активно взаимодействовал с 198 общеобразовательными организациями Воронежской области, ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова», МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи», МБУДО «Дом детства и юношества», ГАНОУ ВО «Региональный центр выявления, поддержки развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» и центром по работе с одаренными детьми «Солнышко в Репном», Гуманитарно-педагогической академией (филиалом) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.
В общей сложности в работе участвовали более 1700 школьников и 60 преподавателей. Результаты столь масштабной работы были широко представлены педагогическому сообществу – в публикациях и статьях, на конференциях различного уровня. Также были изданы коллективная монография «Научно-методическое обеспечение организации работы психолого-педагогических классов в различных организационных моделях» и учебно-методическое пособие «Я на правильном пути. Профессия – педагог». Проведена региональная олимпиада для обучающихся в ППК, а также внутривузовский конкурс достижений, позволяющий обучающимся получить дополнительные баллы при поступлении в вуз.
«Таким образом, поставленная цель достигнута и все задачи научно-исследовательской работы выполнены в полном объеме», – заключила Ирина Резанович.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-vgpu-sproektirovali-model-regionalnogo-psi/
Руководителем НИР выступила доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Ирина Резанович.
В соответствии с темой была поставлена цель – разработать разные модели организации деятельности профильных психолого-педагогических классов, выявив их сильные и слабые стороны.
Базовым ориентиром для ученых воронежского педвуза стала «Концепция профильных психолого-педагогических классов», разработанная творческим коллективом Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации. В данном исследовании дляреализации предлагались три базовые модели: в рамках внутришкольной профилизации класс создается в школе, базовые и профильные предметы, а также дополнительные курсы реализуются силами самой школы при взаимодействии с заинтересованными участниками; модель сетевого взаимодействия предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга; особенностью ресурсной модели является выделение одной из образовательных организаций как ресурсного центра.
Однако, рассказали в ВГПУ, в практике работы профильных психолого-педагогических классов появились и другие модели, которые нуждались в теоретическом обосновании.
«В результате выполненного исследования были спроектированы десять моделей интересующих нас классов. Прежде всего, это внутришкольная, сетевая и ресурсная модели. При этом доказано, что сетевая модель может иметь четыре уровня возможного взаимодействия, каждый из которых детерминирует новую модель сетевого функционирования: этомодель ассоциации, узловая, комбинаторная и комплиментарная модели. Кроме того, были разработаны модели появившихся новых вариантов работы психолого-педагогических классов: виртуальный класс и профильная лагерная смена», – рассказала руководитель проекта Ирина Резанович.
При анализе спроектированных моделей было установлено, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Данное обстоятельство побудило ученых вуза к созданию особой, интегрированной модели, объединяющей сильные и минимизирующей слабые стороны каждой из ранее предложенных моделей. Это модель регионального психолого-педагогического кластера, особенность которого в широкомасштабном социальном партнерстве школ, родителей, вузов и иных образовательных учреждений города, бизнес-сообществ и органов власти на основе конструктивности, взаимовыгодности и долгосрочности.
«На наш взгляд, наиболее перспективное социальное партнерство в отношении работы ППК – «педагогический вуз – школы». Именно вуз может взять на себя роль организатора и координатора всей системы профориентационной работы в классах педагогической направленности, оказывая помощь школам своими ресурсами (материально-техническими, кадровыми, научными, методическими, аудиторными)», – добавила руководитель НИР.
Всего было разработано четыре направления деятельности регионального психолого-педагогического кластера.
Специалисты также в ходе обмена опытом организации работы профильных психолого-педагогических кластеров в Воронежской области с представителями других регионов выделили затруднения, которые испытывают при выборе той или иной модели. В этой связи была разработана методика оценки основных факторов выбора организационных моделей педагогических классов. К таким факторам были отнесены: заинтересованность администрации образовательных учреждений; место жительства обучающихся (степень удаленности и транспортная доступность); имеющиеся ресурсы организации, преподавателей и обучающихся.
«Кроме выше озвученного, наша команда разработала педагогические условия успешного развития субъектности обучающихся, что обязательно скажется на особенности их профессионального выбора, а именно: а) проведение персональных проб, б) создание индивидуальных учебных проектов, в) построение личной карьерограммы каждым обучающимся», – рассказала Ирина Резанович.
Воронежские ученые также создали научно-методический инструментарий для организации качественной работы профильных психолого-педагогических классов: это учебно-методические материалы, педагогические технологии, методические рекомендации и средства оценки контроля качества обучения.
В практической работе с профильными психолого-педагогическими классами вуз активно взаимодействовал с 198 общеобразовательными организациями Воронежской области, ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова», МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи», МБУДО «Дом детства и юношества», ГАНОУ ВО «Региональный центр выявления, поддержки развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» и центром по работе с одаренными детьми «Солнышко в Репном», Гуманитарно-педагогической академией (филиалом) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.
В общей сложности в работе участвовали более 1700 школьников и 60 преподавателей. Результаты столь масштабной работы были широко представлены педагогическому сообществу – в публикациях и статьях, на конференциях различного уровня. Также были изданы коллективная монография «Научно-методическое обеспечение организации работы психолого-педагогических классов в различных организационных моделях» и учебно-методическое пособие «Я на правильном пути. Профессия – педагог». Проведена региональная олимпиада для обучающихся в ППК, а также внутривузовский конкурс достижений, позволяющий обучающимся получить дополнительные баллы при поступлении в вуз.
«Таким образом, поставленная цель достигнута и все задачи научно-исследовательской работы выполнены в полном объеме», – заключила Ирина Резанович.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-vgpu-sproektirovali-model-regionalnogo-psi/