Статьи

Ученые южноуральского педвуза предложили модель смешанного обучения для раскрытия потенциала детей

Ученые Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) разработали методические рекомендации по формированию функциональной грамотности у младших школьников в рамках учебных предметов «Математика» и «Окружающий мир». В 2024 году в университете реализована прикладная научно-исследовательская работа (НИР) по этой теме. О том, как может раскрыть потенциал учеников начальной школы смешанное обучение (симбиоз цифровых и традиционных методов), федеральному порталу «Российское образование» рассказали в пресс-службе ЮУрГГПУ.

«Мы предложили модель методического сопровождения, которая не только формирует навыки функциональной грамотности младших школьников, но и учит применять их за пределами класса, будь то решение бытовых проблем или анализ новостей», – подчеркнул руководитель НИР Константин Звягин, исполняющий обязанности заведующего кафедрой математики и информатики факультета дошкольного, начального и коррекционного образования ЮУрГГПУ.

Он сообщил, что в рамках НИР сотрудники ЮУрГГПУ систематизировали десятки технологий – от квестов по экосистемам до математических задач, основанных на реальных кейсах, включая такие, как расчет бюджета семьи или анализ климатических данных.

«В качестве примера приведу видеоурок с инфографикой о понятии «экологический след», где показано, сколько мусора производит одна семья. В классе обсуждается, что ребята могут сделать, чтобы уменьшить свой экослед. Затем дети учатся собирать и систематизировать данные (математика плюс исследование), фиксируют количество пластика, бумаги и органических отходов, которые производит класс, заполняют таблицы в «Яндексе» (онлайн) или в тетради (офлайн). Дальше проводятся расчеты среднего количества отходов в день на человека (килограммы переводят в граммы, повторяя единицы измерения). После чего дети должны интерпретировать данные: построить диаграммы на основе собранной информации, применив математические навыки, и сделать выводы. Потом данные сравниваются с нормами экологической безопасности на уроке «Окружающий мир», – пояснил Константин Звягин.

По итогам НИР, помимо модели методического сопровождения, разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников. Также в рамках научно-исследовательской работы создан диагностический инструментарий оценки ее сформированности.

Применение технологий смешанного обучения помогает младшим школьникам не просто запоминать факты, а использовать знания в реальной жизни. Реализация модели, предложенной учеными Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, обеспечивает системный подход к формированию функциональной грамотности учеников с первого по четвертый класс.

«Эти практически значимые результаты комплексного исследования ученых нашего университета позволяют более эффективно осуществлять учебный процесс в начальной школе, давать младшим школьникам первичные базовые знания как в курсе «Математика», так и в курсе «Окружающий мир», что, в свою очередь, формирует мировоззренческие представления обучающихся», – прокомментировал результаты НИР проректор по науке ЮУрГГПУ Сергей Лихачев.

https://edu.ru/news/pedagogicheskoe-obrazovanie/uchenye-yuzhnouralskogo-pedvuza-predlozhili-model-/
Made on
Tilda