В 2024 году научный коллектив УрГПУ в рамках госзадания Минпросвещения РФ реализовал научно-исследовательскую работу «Научно-методическое обеспечение комплексной модели профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной среды». Проект был посвящен изучению эмоционального выгорания педагогов и поиску научно-методических оснований для его эффективной профилактики. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эмоциональное выгорание педагогов – проблема, существующая сегодня во многих странах. Подобная профессиональная деформация специалиста оказывает негативное влияние не только на него самого, но и на всех участников образовательного процесса – обучающихся, коллег, родителей.
«К сожалению, факт выраженности у педагогов данного синдрома подтвердился и в рамках нашего исследования, в котором на констатирующем этапе приняло участие 1054 педагога школ, колледжей, вузов из более чем 20 субъектов Российской Федерации. Почти половина опрошенных (40%) отмечают у себя признаки повышенного стресса, усталость, неадекватное эмоциональное реагирование. Пятая часть педагогов обнаруживают у себя уже хроническую усталость, равнодушие, отстраненность и физиологические признаки эмоционального выгорания. Интересно, что эмоциональное выгорание перестает быть характерным только для педагогов, имеющих большой стаж профессиональной деятельности. Учителя в школах с небольшим стажем педагогической деятельности сегодня демонстрируют более высокие значения данного синдрома», – рассказала начальник управления научных исследований и проектной деятельности Ирина Воробьева.
Ключевым результатом НИР стала модель профилактики рисков эмоционального выгорания педагогов, которая была разработана на основании теоретического анализа и проведенного комплексного эмпирического исследования. Она состоит из четырех компонентов, рассматриваемых в качестве основных фокусов внимания специалистов или своеобразных «мишеней», на которые ориентированы психопрофилактические мероприятия: это профессиональные самоотношение, коммуникабельность и саморегуляция педагога, а также профессионально-личностные ресурсы.
Сконструированная модель была оценена экспертами, которые в формате фокус-групп и индивидуальных заключений определили ее психопрофилактический потенциал. Завершающим этапом проекта стало проведение апробации модели, которая прошла в трех разных форматах. В формате экспресс-помощи педагогам без отрыва от своей основной деятельности предлагались короткие обучающие мастер-классы длительностью 15–20 минут. Использовали также метод погружения: во время каникул в течение одного дня педагоги отрабатывали необходимые навыки с психологом. И наконец, третий вариант: в рамках курсов повышения квалификации в формате дополнительных модулей последовательно прорабатывались все четыре компонента модели. Результативность предложенных вариантов была подтверждена, в апробации приняли участие 69 педагогов из десяти образовательных организаций Свердловской области.
«По отзывам участников апробации, формат экспресс-помощи является одним из самых перспективных. Поскольку педагогу предлагаются инструменты, которые он тут же может использовать на практике. Кроме того, нет необходимости затрачивать дополнительные ресурсы или ждать специально организованных форм психологической поддержки, ее можно получить оперативно при первых признаках эмоционального выгорания и в условиях той образовательной организации, в которой педагог работает», – отметила Ирина Воробьева.
На сегодняшний день всем участникам научного исследования и учебным учреждениям, прошедшим апробацию, переданы для использования научно-методические рекомендации для образовательных организаций субъектов РФ по профилактике эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной среды с банком практических упражнений. Также методические рекомендации размещены на сайте УрГПУ.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/nauchnyy-proekt-urgpu-pomozhet-pedagogam-spravlyat/
Актуальность исследования обусловлена тем, что эмоциональное выгорание педагогов – проблема, существующая сегодня во многих странах. Подобная профессиональная деформация специалиста оказывает негативное влияние не только на него самого, но и на всех участников образовательного процесса – обучающихся, коллег, родителей.
«К сожалению, факт выраженности у педагогов данного синдрома подтвердился и в рамках нашего исследования, в котором на констатирующем этапе приняло участие 1054 педагога школ, колледжей, вузов из более чем 20 субъектов Российской Федерации. Почти половина опрошенных (40%) отмечают у себя признаки повышенного стресса, усталость, неадекватное эмоциональное реагирование. Пятая часть педагогов обнаруживают у себя уже хроническую усталость, равнодушие, отстраненность и физиологические признаки эмоционального выгорания. Интересно, что эмоциональное выгорание перестает быть характерным только для педагогов, имеющих большой стаж профессиональной деятельности. Учителя в школах с небольшим стажем педагогической деятельности сегодня демонстрируют более высокие значения данного синдрома», – рассказала начальник управления научных исследований и проектной деятельности Ирина Воробьева.
Ключевым результатом НИР стала модель профилактики рисков эмоционального выгорания педагогов, которая была разработана на основании теоретического анализа и проведенного комплексного эмпирического исследования. Она состоит из четырех компонентов, рассматриваемых в качестве основных фокусов внимания специалистов или своеобразных «мишеней», на которые ориентированы психопрофилактические мероприятия: это профессиональные самоотношение, коммуникабельность и саморегуляция педагога, а также профессионально-личностные ресурсы.
Сконструированная модель была оценена экспертами, которые в формате фокус-групп и индивидуальных заключений определили ее психопрофилактический потенциал. Завершающим этапом проекта стало проведение апробации модели, которая прошла в трех разных форматах. В формате экспресс-помощи педагогам без отрыва от своей основной деятельности предлагались короткие обучающие мастер-классы длительностью 15–20 минут. Использовали также метод погружения: во время каникул в течение одного дня педагоги отрабатывали необходимые навыки с психологом. И наконец, третий вариант: в рамках курсов повышения квалификации в формате дополнительных модулей последовательно прорабатывались все четыре компонента модели. Результативность предложенных вариантов была подтверждена, в апробации приняли участие 69 педагогов из десяти образовательных организаций Свердловской области.
«По отзывам участников апробации, формат экспресс-помощи является одним из самых перспективных. Поскольку педагогу предлагаются инструменты, которые он тут же может использовать на практике. Кроме того, нет необходимости затрачивать дополнительные ресурсы или ждать специально организованных форм психологической поддержки, ее можно получить оперативно при первых признаках эмоционального выгорания и в условиях той образовательной организации, в которой педагог работает», – отметила Ирина Воробьева.
На сегодняшний день всем участникам научного исследования и учебным учреждениям, прошедшим апробацию, переданы для использования научно-методические рекомендации для образовательных организаций субъектов РФ по профилактике эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной среды с банком практических упражнений. Также методические рекомендации размещены на сайте УрГПУ.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/nauchnyy-proekt-urgpu-pomozhet-pedagogam-spravlyat/