Статьи

Ученые МГППУ исследовали положительное влияние FM-систем на восприятие речи у детей с аутизмом

Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выяснили, что FM-системы могут положительно влиять на восприятие речи у детей с аутизмом. К такому выводу они пришли в ходе выполнения в 2022–2024 годах научно-исследовательской работы (НИР) «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития». Об этом порталу «Российское образование» рассказали в пресс-службе МГППУ.

В рамках НИР в университете разрабатывали и апробировали способы диагностики нарушений восприятия речи в шуме, тестировали эффективность FM-систем и проводили комплексное нейрофизиологическое исследование речи у детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

«Эта научно-исследовательская работа имеет важное значение для улучшения диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с РАС, а также для разработки эффективных методов поддержки их коммуникативного развития. Научный эксперимент проводился в два этапа. Сначала мы оценивали распознавание речи в условиях шума с применением FM-систем и без них – для этого использовались тест «Слова в шуме» и задача «Повторение предложений». В эксперименте участвовали 14 детей с РАС и 14 их типично развивающихся сверстников», – отметила заведующая Лабораторией комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития МГППУ Ульяна Мамохина.

На втором этапе исследователи МГППУ изучали влияние использования FM-систем в реальных условиях школьного обучения у десяти учеников начальной школы для детей с аутизмом.

«По результатам эксперимента мы выяснили, что дети с РАС распознавали значительно меньше слов в условиях шума, чем их типично развивающиеся сверстники. Использование FM-систем улучшило показатели детей с РАС в задаче «Повторение предложений» с 58,3 до 76,9 процента. На втором этапе у большинства участников были зарегистрированы минимальные изменения в оценках слуховых способностей. Однако у нескольких учеников показатели улучшились на 8–13 баллов, что отражает индивидуальную вариативность эффекта от использования FM-систем», – подчеркнула Ульяна Мамохина.

Эта вариативность означает, что некоторым детям с аутизмом FM-системы действительно помогут лучше воспринимать речь, например на уроках в школе или во время прогулок в общественных местах, где много постороннего шума. Однако у части детей трудности понимания речи связаны с другими факторами, поэтому им нужны иные формы помощи.

Заведующая лабораторией МГППУ обратила внимание, что по результатам научно-исследовательской работы специалисты педагогического университета разработали диагностическую методику «Слова в шуме», протокол дифференциальной диагностики нарушений речевого восприятия при РАС и рекомендации по использованию FM-систем для компенсации трудностей слухоречевого восприятия при РАС. Также с помощью нейрофизиологических методов, таких как магнитоэнцефалограмма и электроэнцефалография, были получены новые знания о биологических основах слухового восприятия при аутизме.

Исследования проводились на базе школьно-дошкольного отделения Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС при МГППУ.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-mgppu-issledovali-polozhitelnoe-vliyanie-f/
Made on
Tilda