Статьи

В ЧГПУ разработали дополнительные программы по 11 видам спорта и физической подготовке для учеников сельских школ

Чеченским государственным педагогическим университетом в 2024 году в целях реализации научно-исследовательской работы по госзаданию Минпросвещения России созданы дополнительные общеразвивающие программы по 11 видам спорта, а также физической подготовке для младших школьников. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в педвузе.

Полученные разработки прошли экспертизу в Федеральном центре организационно-методического обеспечения физического воспитания и были внедрены в деятельность школьных спортивных клубов пяти учебных организаций, расположенных в сельской местности Чеченской Республики.

«НИР проводилась в связи с необходимостью решения задач создания и эффективного функционирования на базе сельских общеобразовательных учреждений спортклубов как универсальных площадок для организации физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий и систематического вовлечения в них школьников. Так, в ходе исследования разработаны дополнительные программы (с возможностью их адаптации для ребят в возрасте младше десяти лет) по футболу, волейболу, спортивной борьбе, легкой атлетике, баскетболу, шашкам, шахматам, компьютерному спорту, пешему, велосипедному и горному туризму, а также по общей физической подготовке для младших школьников, включившие в себя народные игры, состязания и различные упражнения», – отметил доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания физической культуры ЧГПУ Саид-Али Аслаханов.

Научным коллективом вуза также создана дополнительная профессиональная программа, по которой организовали курсы повышения квалификации для 300 педагогов-тренеров ШСК.

В рамках реализации проекта ученые ЧГПУ провели мониторинг системы допобразования региона в целях оценки состояния спортзалов, спортивных сооружений открытого типа, кадровой обеспеченности, уровня преподавания физической культуры и анализа соответствия материально-технической базы минимальным требованиям.

По его итогам было выявлено, что из 516 школ, функционирующих в Чеченской Республике, 344 относятся к сельской местности.

«Кроме того, опираясь на анализ источников, в вузе разработали диагностические материалы (опросники) для определения востребованности деятельности школьных спортивных клубов, расположенных в сельской местности, и тесты для комплексной оценки профессиональной компетентности педагогов-тренеров ШСК. Диагностика показала, что наиболее популярными видами спорта среди учащихся оказались футбол и волейбол. Уровень интереса к этим видам спорта составил 42,1% и 34,3% соответственно, в то время как фактическое участие в футбольных секциях достигает лишь 30,3%, а в волейбольных – 34,1%», – пояснил Саид-Али Аслаханов.

Согласно приведенной статистике, киберспорт как новое направление спортивной деятельности вызвал интерес у 16% респондентов, однако возможность заниматься им на регулярной основе есть только у 6,3% учащихся.

«Высокий интерес также был выявлен к туристическим направлениям: пеший туризм заинтересовал 27,2% опрошенных, велосипедный – 35,3%, а горный – 42,4%. Особое внимание заслуживает тот факт, что 25,2% школьников не участвуют ни в каких видах физической активности, несмотря на проявляемый интерес. Тесты оценки профессиональных компетенций педагогов-тренеров ШСК также показали низкие результаты», – уточнил профессор.

В ходе реализации НИР специалисты ЧГПУ создали комплекс методических материалов, которые направлены на решение возникающих трудностей у педагогов и тренеров ШСК в части адаптации популярных видов спорта к сельской местности, учета особенностей региона и непосредственно территории, где реализовывается программа.

«Результаты апробации научных исследований продемонстрировали положительную динамику уровня физической подготовленности во всех возрастных группах, что подтвердило эффективность применяемых в рамках программ методик физического воспитания. Данные результаты были зафиксированы в виде публикаций в научном журнале, индексируемом в международной базе научного цитирования SCOPUS», – подчеркнул Саид-Али Аслаханов.

Также реализация исследования позволила провести Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развитие системы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности: проблемы, задачи и перспективы».

Мероприятие объединило представителей сферы физического воспитания и спортивной тренировки из разных регионов нашей страны. Его организовали в целях обмена опытом и лучшими практиками ШСК.

Полученные разработки способствовали всестороннему рассмотрению вопросов исследования, которые задали вектор для дальнейшей их реализации.

«Так, например, составлен поэтапный план внедрения результатов НИР в практическую работу спортивных клубов сельских школ Чеченской Республики. Заключено соглашение с Федеральным центром организационно-методического обеспечения физического воспитания с целью проведения экспертизы разрабатываемых материалов научного исследования на постоянной основе», – добавил профессор.

В ЧГПУ также отметили, что в настоящее время налажено взаимодействие с учебными организациями субъектов СКФО в целях распространения результатов научного исследования в условиях ШСК, обладающих иными образовательными формами и потребностями.

Кроме того, на базе пяти школьных спортивных клубов, участвовавших в апробации подготовленных вузом программ, создадут консультационные центры методической помощи руководителям и работникам сельских ШСК региона. Работа в этом направлении уже ведется.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-chgpu-razrabotali-dopolnitelnye-programmy-po-11-/
Made on
Tilda