В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева для студентов и преподавателей созданы все условия, необходимые для реализации научно-исследовательских работ. Только в 2024 году были открыты три лаборатории, на площадках которых они успешно проводятся. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Владимир Иванов, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
«Показатели последних трех лет демонстрируют стабильный рост интереса к НИР. Становится больше педагогов, вовлеченных в деятельность 19 научных лабораторий, созданных в вузе на базах Технопарка универсальных педагогических компетенций и «Кванториума». Также возрастает количество талантливых выпускников, желающих продолжить обучение в аспирантуре и докторантуре, причем по разным направлениям подготовки, что, безусловно, радует и подтверждает привлекательность научной деятельности для молодежи нашей страны», – отметил Владимир Иванов.
По его словам, в образовательном учреждении увеличивается и число направляемых заявок для участия в реализации НИР, которые также проводятся в пяти научных центрах и НИИ этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова.
«На наш взгляд, это связано с расширением возможностей, которые предоставляются научным работникам, молодым ученым и студентам в рамках крупных федеральных проектов и программ, поддержанных президентом страны Владимиром Путиным, а также тех приоритетных направлений, которые инициирует Министерство просвещения РФ. Это и исследования в области гражданско-патриотического воспитания, и изучение технологий использования искусственного интеллекта на школьных уроках, и многое другое», – объяснил Владимир Иванов.
Он добавил, что интерес к участию в исследованиях обусловлен и тем, что у каждой кафедры есть свое уникальное направление, вокруг которого консолидирован весь научный коллектив, проводя масштабную работу по его изучению, выстраиванию гипотез, выявлению проблем и нахождению путей их решения.
«За представленными заявками стоят ученые, которые заинтересованы в разработке или продолжении изучения определенных тем и направлений. Например, лаборатория яковлевоведения нашего университета, которой в 2026 году исполняется 60 лет, занимается исследованием педагогического наследия Ивана Яковлева, а также изучением опыта профессиональной деятельности выпускников легендарного учебного заведения – Симбирской чувашской учительской школы», – отметил профессор.
По словам Владимира Иванова, научные изыскания обучающихся и педагогов преимущественно носят прикладной характер.
Так, в 2024 году коллективом вуза было реализовано более 60 исследований, в том числе три проекта в рамках государственного задания Минпросвещения России по направлениям: «Подготовка и профессиональное развитие педагогических кадров», «Международная деятельность (проекты)» и «Естественно-научное направление, технологический суверенитет».
В 2025 году университетом будет разработана, обоснована и апробирована модель сетевой подготовки научных и научно-педагогических кадров из числа иностранных граждан (на примере взаимодействия вузов РФ и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка).
Работу проведут по заказу министерства в рамках НИР (направление «Международная деятельность (проекты)».
В целях реализации исследования уже подготовлен комплекс мероприятий для осуществления технологического обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Шри-Ланке и представлены доклады на ведущих международных конференциях, организованных как в РФ, так и за рубежом.
Кроме того, в соответствии с планом НИР в 2025 году предполагается проведение свыше 130 мероприятий, издание 14 монографий и более 90 учебно-методических пособий (в том числе в электронном формате), а также организация 50 студенческих научных кружков и 69 проблемных групп.
Как рассказали в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, полученные результаты исследований успешно применяются на практике.
«В 2024 году нам удалось – именно с точки зрения практико-ориентированного подхода – заключить научно-техническое соглашение с производственным объединением «Зарница», которое предусматривает учебно-методическое, опытно-конструкторское и научное взаимодействие педуниверситета и многопрофильной компании. Ученые вуза – как в области технических, так и гуманитарных знаний – выступают в качестве экспертов по обеспечению продукции «Зарницы» учебно-методическим инструментарием. Это поможет усовершенствовать систему контроля качества использования лабораторного оборудования, изготовленного производственным объединением, в школах Чувашской Республики», – объяснил Владимир Иванов.
Он также подчеркнул, что эта работа уже дает положительные показатели и будет продолжена в 2025 году. Еще одна задача консорциума «ЧГПУ-Зарница» – создание и апробация «ассистента учителя» (цифрового помощника по методическому сопровождению использования учебного оборудования), а в перспективе выстраивание «сервисно-методической службы» на основе искусственного интеллекта.
Профессор обратил внимание и на результаты, полученные вузом в рамках НИР по теме, связанной с реализацией учебного модуля и комплекта методического сопровождения к программе подготовки будущих учителей.
Научным коллективом с участием 52 студентов университета, 220 школьников и более 100 преподавателей физики, биологии и химии Чувашской Республики был разработан учебный модуль «Занимательные опыты и эксперименты».
Также вузом создана видеотека, которая содержит методические материалы, подготовленные по итогам НИР.
В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева отметили, что наука и практика – это две взаимосвязанные стороны единого процесса, поэтому все этапы реализации научных исследований всегда на особом контроле.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/chuvashskiy-pedvuz-v-ramkah-nir-kontroliruet-kache/
«Показатели последних трех лет демонстрируют стабильный рост интереса к НИР. Становится больше педагогов, вовлеченных в деятельность 19 научных лабораторий, созданных в вузе на базах Технопарка универсальных педагогических компетенций и «Кванториума». Также возрастает количество талантливых выпускников, желающих продолжить обучение в аспирантуре и докторантуре, причем по разным направлениям подготовки, что, безусловно, радует и подтверждает привлекательность научной деятельности для молодежи нашей страны», – отметил Владимир Иванов.
По его словам, в образовательном учреждении увеличивается и число направляемых заявок для участия в реализации НИР, которые также проводятся в пяти научных центрах и НИИ этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова.
«На наш взгляд, это связано с расширением возможностей, которые предоставляются научным работникам, молодым ученым и студентам в рамках крупных федеральных проектов и программ, поддержанных президентом страны Владимиром Путиным, а также тех приоритетных направлений, которые инициирует Министерство просвещения РФ. Это и исследования в области гражданско-патриотического воспитания, и изучение технологий использования искусственного интеллекта на школьных уроках, и многое другое», – объяснил Владимир Иванов.
Он добавил, что интерес к участию в исследованиях обусловлен и тем, что у каждой кафедры есть свое уникальное направление, вокруг которого консолидирован весь научный коллектив, проводя масштабную работу по его изучению, выстраиванию гипотез, выявлению проблем и нахождению путей их решения.
«За представленными заявками стоят ученые, которые заинтересованы в разработке или продолжении изучения определенных тем и направлений. Например, лаборатория яковлевоведения нашего университета, которой в 2026 году исполняется 60 лет, занимается исследованием педагогического наследия Ивана Яковлева, а также изучением опыта профессиональной деятельности выпускников легендарного учебного заведения – Симбирской чувашской учительской школы», – отметил профессор.
По словам Владимира Иванова, научные изыскания обучающихся и педагогов преимущественно носят прикладной характер.
Так, в 2024 году коллективом вуза было реализовано более 60 исследований, в том числе три проекта в рамках государственного задания Минпросвещения России по направлениям: «Подготовка и профессиональное развитие педагогических кадров», «Международная деятельность (проекты)» и «Естественно-научное направление, технологический суверенитет».
В 2025 году университетом будет разработана, обоснована и апробирована модель сетевой подготовки научных и научно-педагогических кадров из числа иностранных граждан (на примере взаимодействия вузов РФ и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка).
Работу проведут по заказу министерства в рамках НИР (направление «Международная деятельность (проекты)».
В целях реализации исследования уже подготовлен комплекс мероприятий для осуществления технологического обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Шри-Ланке и представлены доклады на ведущих международных конференциях, организованных как в РФ, так и за рубежом.
Кроме того, в соответствии с планом НИР в 2025 году предполагается проведение свыше 130 мероприятий, издание 14 монографий и более 90 учебно-методических пособий (в том числе в электронном формате), а также организация 50 студенческих научных кружков и 69 проблемных групп.
Как рассказали в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, полученные результаты исследований успешно применяются на практике.
«В 2024 году нам удалось – именно с точки зрения практико-ориентированного подхода – заключить научно-техническое соглашение с производственным объединением «Зарница», которое предусматривает учебно-методическое, опытно-конструкторское и научное взаимодействие педуниверситета и многопрофильной компании. Ученые вуза – как в области технических, так и гуманитарных знаний – выступают в качестве экспертов по обеспечению продукции «Зарницы» учебно-методическим инструментарием. Это поможет усовершенствовать систему контроля качества использования лабораторного оборудования, изготовленного производственным объединением, в школах Чувашской Республики», – объяснил Владимир Иванов.
Он также подчеркнул, что эта работа уже дает положительные показатели и будет продолжена в 2025 году. Еще одна задача консорциума «ЧГПУ-Зарница» – создание и апробация «ассистента учителя» (цифрового помощника по методическому сопровождению использования учебного оборудования), а в перспективе выстраивание «сервисно-методической службы» на основе искусственного интеллекта.
Профессор обратил внимание и на результаты, полученные вузом в рамках НИР по теме, связанной с реализацией учебного модуля и комплекта методического сопровождения к программе подготовки будущих учителей.
Научным коллективом с участием 52 студентов университета, 220 школьников и более 100 преподавателей физики, биологии и химии Чувашской Республики был разработан учебный модуль «Занимательные опыты и эксперименты».
Также вузом создана видеотека, которая содержит методические материалы, подготовленные по итогам НИР.
В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева отметили, что наука и практика – это две взаимосвязанные стороны единого процесса, поэтому все этапы реализации научных исследований всегда на особом контроле.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/chuvashskiy-pedvuz-v-ramkah-nir-kontroliruet-kache/