Статьи

Ученые МГППУ предложили, как улучшить психологическую поддержку в инклюзивной среде

В Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) провели научно-исследовательскую работу (НИР), направленную на улучшение психологической поддержки детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. В 2024 году в рамках государственного задания Минпросвещения России в университете реализована НИР по направлению «Разработка новых методик, технологий специального (коррекционного) образования для детей с инвалидностью и ОВЗ». О результатах НИР «Психологическая поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной среде общеобразовательных организаций» рассказала порталу «Российское образование» заведующая научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ Юлия Быстрова.

«Мы исследовали личностное развитие детей и их межличностные отношения в инклюзивной школе. Нам было важно определить, как созданные инклюзивные условия влияют на развитие самооценки детей, их организаторских и коммуникативных способностей. При этом мы имеем в виду влияние инклюзивных условий на всех детей класса с разными образовательными потребностями: и нормально развивающихся, и одаренных, и ребят ОВЗ, и детей с неродным русским языком обучения. Одним из условий благоприятного личностного развития детей и улучшения их межличностных отношений нами определена готовность и способность педагогов-психологов школ оказывать психологическую поддержку всем без исключения детям в классе, учитывая их образовательные потребности», – отметила Юлия Быстрова.

Она сообщила, что ученые провели пилотное исследование готовности и способности педагогов-психологов к такой поддержке. Методы исследования представляли собой инструменты самооценки готовности и способности к психолого-педагогическому сопровождению в условиях инклюзивного образования, которые включали в себя четыре опросника: отношение к инклюзии, намерение реализовать инклюзивные практики, рефлексия трудностей и самоэффективность в реализации инклюзивных практик. Общий объем выборки составил 89 респондентов – педагогов-психологов инклюзивных школ из пяти регионов России.

«Педагоги-психологи в основном отметили, что умеют справляться с трудностями в работе с детьми с ОВЗ, указали на поддержку со стороны администрации школ. Таким образом, в условиях поддержки школами педагоги-психологи проявляют положительное отношение к инклюзии и оценивают свою эффективность по сопровождению обучающихся на высоком уровне», – подчеркнула Юлия Быстрова.

По результатам НИР созданы программа и инструментарий для эмпирического исследования состояния современной практики психологической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивной среде. Также учеными разработаны научно-методические рекомендации для деятельности педагогов-психологов по психологической поддержке в условиях внедрения федеральной адаптированной общеобразовательной программы.

Юлия Быстрова обратила внимание, что исследование было апробировано и внедрено в 55 образовательных организациях в Калининградской и Липецкой областях, Донецкой Народной Республике, Красноярском и Ставропольском краях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

«Разработанные программы и методические рекомендации могут существенно улучшить условия обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также повысить квалификацию педагогов-психологов. Это способствует созданию более инклюзивной и поддерживающей образовательной среды, где каждый ученик может реализовать свой потенциал», – заключила Юлия Быстрова.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-mgppu-predlozhili-kak-uluchshit-psihologic/
Made on
Tilda