Статьи

Ученые АмГПГУ разработали методики по мотивации детей к профессии педагога и профилактике конфликтов

В 2024 году ученые Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (АмГПГУ) занимались созданием положительного образа педагога, профилактикой конфликтов в школе и вопросами подготовки студентов к формированию функциональной грамотности школьников. Они реализовали одну прикладную и две фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР) по этим темам. О том, какие результаты достигнуты по итогам НИР 2024 года и над чем работают ученые педвуза в 2025 году, федеральному порталу «Российское образование» рассказали в пресс-службе АмГПГУ.

«В 2024 году в Амурском гуманитарно-педагогическом университете в рамках государственного задания Минпросвещения России были выполнены три научно-исследовательские работы. Они касались подготовки к формированию функциональной грамотности школьников, профилактики конфликтов в образовательной среде, формированию положительного образа педагога и закрепления молодых преподавателей в системе образования Хабаровского края. Все темы успешно прошли государственную экспертизу Российской академии наук. Они направлены на решение актуальных задач современного педагогического образования и в целом на повышение престижа профессии учителя», – отметил ректор АмГПГУ Виктор Бавыкин.

В пресс-службе педвуза пояснили, что в рамках фундаментальной НИР «Подготовка студентов педагогического вуза к формированию естественно-научной функциональной грамотности школьников» разработан диагностический инструментарий. Он определяет исходный уровень естественно-научной функциональной грамотности у студентов первого курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Ученые создали и обосновали педагогическую модель профессиональной подготовки будущих учителей биологии, химии и географии к формированию функциональной грамотности школьников на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций. Они разработали рекомендации для методического обеспечения предложенной модели.

Также сотрудники АмГПГУ выполнили фундаментальную НИР по профилактике конфликтов в образовательной среде с использованием медиативных технологий. Они выявили факторы конфликтоустойчивости педагогов, описали проблемы коммуникации учителей, родителей и школьников, связанные с различным восприятием ситуаций разными сторонами. Исследование охватило тысячи участников. Результаты НИР вошли в программу повышения квалификации «Применение медиативных технологий в образовательных учреждениях», которая приобрела популярность у педагогов и психологов.

Кроме того, в 2024 году сотрудники университета в рамках прикладной НИР разработали учебно-методический комплекс по формированию положительного образа педагога в сознании учащихся психолого-педагогических классов. Они апробировали в таких профильных классах методические рекомендации по этой теме. Материалы учебно-методического комплекса содержат как научно-методическое обоснование, так и примеры занятий в форматах обсуждений, профориентационных тренингов, проектных мастерских, конкурсов, психолого-педагогических задач, коммуникативных игр. Использование учебно-методического комплекса позволит организовать целенаправленную воспитательную профориентационную работу среди учащихся психолого-педагогических классов, сформировать устойчивую мотивацию к получению педагогической профессии.

В рамках гранта Российского научного фонда (региональный конкурс) сотрудники АмГПГУ в 2025 году проводят научно-исследовательскую работу «Факторы выбора и закрепления в педагогической профессии в условиях системы образования Хабаровского края». В ходе выполнения НИР выявлены наиболее привлекательные для школьников стороны образа учителя и педагогической профессии, а также факторы, которые отталкивают от выбора этой профессии. Ученые проанализировали представления учеников психолого-педагогических классов и установили взаимосвязь профессиональной мотивации и представлений школьников с их субъективным благополучием и общей самоэффективностью – верой в свою способность справляться с задачами, достигать целей и преодолевать трудности. Полученные результаты станут основой методических рекомендаций по привлечению учеников к выбору профессии педагога.


https://edu.ru/news/pedagogicheskoe-obrazovanie/uchenye-amgpgu-razrabotali-metodiki-po-motivacii-d/
Made on
Tilda