Вопрос управления системой образования приобрел особую актуальность в ходе обсуждения Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года. Так, в постановлении Государственной Думы от 18 февраля 2025 года содержится рекомендация Правительству РФ предусмотреть законодательные и иные механизмы передачи муниципальных образовательных организаций в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ. О работе в этом направлении Федерального института цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО) рассказала федеральному порталу «Российское образование» главный научный сотрудник Центра реализации проектов и научной деятельности ФИЦТО Юлия Федорчук.
Она сообщила, что в 2024 году институт реализовал научно-исследовательскую работу «Методологическое обоснование и разработка оптимальных организационно-управленческих моделей передачи муниципальных образовательных организаций на региональный уровень». Исследование получило положительное экспертное заключение Российской академии наук.
«Одни из механизмов оптимизации системы управления образованием – это перераспределение полномочий между региональным и муниципальным уровнями и передача муниципальных школ на региональный уровень. Эти механизмы регулируются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и определяются стратегическими приоритетами региональной образовательной политики. Успешная реализация этого процесса требует научно обоснованного подхода, включающего анализ опыта регионов, проектирование оптимальных организационно-управленческих моделей передачи школ, нормативное и информационное сопровождение процессов, а также определение концептуальных региональных целевых установок», – подчеркнула Юлия Федорчук.
Эксперт добавила, что мониторинг перераспределения полномочий и передачи муниципальных школ в субъектах РФ, выполненный ФИЦТО в рамках НИР, позволил сравнить полученные результаты с показателями 2023 года. Так, каждый субъект РФ реализует управленческие функции различными способами.
Эксперты подготовили правовой и организационно-управленческий механизм процедуры передачи муниципальных общеобразовательных организаций в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, представили методические рекомендации.
«Разработанная методология выбора организационно-управленческих моделей передачи муниципальных школ и проведенный мониторинг оценки вероятности возникновения рисков по субъектам РФ позволили нам сформулировать концептуальные положения процесса регионализации муниципальных школ», – отметила Юлия Федорчук.
В ходе исследования специалисты ФИЦТО акцентировали внимание на актуальных целевых установках, обосновывающих необходимость передачи образовательных организаций на региональный уровень, на возможных организационно-правовых моделях реализации этого процесса и важности оптимизации региональной образовательной сети.
Кроме того, на основе результатов проведенных мониторингов, анализа регионального опыта, методологического обоснования, а также разработанных правовых и организационно-управленческих механизмов, представленных в формате дорожной карты, эксперты подготовили проект концепции передачи муниципальных общеобразовательных организаций в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-ficto-razrabotali-mehanizm-peredachi-municipalny/
Она сообщила, что в 2024 году институт реализовал научно-исследовательскую работу «Методологическое обоснование и разработка оптимальных организационно-управленческих моделей передачи муниципальных образовательных организаций на региональный уровень». Исследование получило положительное экспертное заключение Российской академии наук.
«Одни из механизмов оптимизации системы управления образованием – это перераспределение полномочий между региональным и муниципальным уровнями и передача муниципальных школ на региональный уровень. Эти механизмы регулируются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и определяются стратегическими приоритетами региональной образовательной политики. Успешная реализация этого процесса требует научно обоснованного подхода, включающего анализ опыта регионов, проектирование оптимальных организационно-управленческих моделей передачи школ, нормативное и информационное сопровождение процессов, а также определение концептуальных региональных целевых установок», – подчеркнула Юлия Федорчук.
Эксперт добавила, что мониторинг перераспределения полномочий и передачи муниципальных школ в субъектах РФ, выполненный ФИЦТО в рамках НИР, позволил сравнить полученные результаты с показателями 2023 года. Так, каждый субъект РФ реализует управленческие функции различными способами.
Эксперты подготовили правовой и организационно-управленческий механизм процедуры передачи муниципальных общеобразовательных организаций в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, представили методические рекомендации.
«Разработанная методология выбора организационно-управленческих моделей передачи муниципальных школ и проведенный мониторинг оценки вероятности возникновения рисков по субъектам РФ позволили нам сформулировать концептуальные положения процесса регионализации муниципальных школ», – отметила Юлия Федорчук.
В ходе исследования специалисты ФИЦТО акцентировали внимание на актуальных целевых установках, обосновывающих необходимость передачи образовательных организаций на региональный уровень, на возможных организационно-правовых моделях реализации этого процесса и важности оптимизации региональной образовательной сети.
Кроме того, на основе результатов проведенных мониторингов, анализа регионального опыта, методологического обоснования, а также разработанных правовых и организационно-управленческих механизмов, представленных в формате дорожной карты, эксперты подготовили проект концепции передачи муниципальных общеобразовательных организаций в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/v-ficto-razrabotali-mehanizm-peredachi-municipalny/