Статьи

Интеграция науки и образования для будущего: в АлтГПУ в 2024 году реализовали шесть НИР

Шесть научно-исследовательских работ, выполненных Алтайским государственным педагогическим университетом в 2024 году по госзаданию Минпросвещения России, в настоящее время уже широко внедряются. Сотрудники вуза разработали научно-методические и научно-практические рекомендации, модели проектирования единого образовательного пространства, в том числе при обучении на русском языке за рубежом, технологии взаимодействия участников образовательных отношений в процессе решения важных задач духовно-нравственного развития детей и молодежи. Об этом рассказала в интервью федеральному порталу «Российское образование» проректор по научной работе и инновационной деятельности АлтГПУ Наталья Матвеева.

«В 2024 году разработаны и внедрены в практику социальной, воспитательной, образовательной и управленческой деятельности рекомендации по взаимодействию субъектов формирования исторической памяти и гражданственности обучающихся в образовательном пространстве школы на уроках и внеурочных занятиях, по реализации системного подхода к формированию компетенций педагогов и студентов педвуза в области рационального питания. Также применяются методические рекомендации по продвижению русского языка и обучению русскому языку в Афганистане, оценке эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования, модель интеграции дополнительных общеобразовательных программ в единое образовательно-воспитательное пространство», – отметила Наталья Матвеева.

В 2024 году в вузе реализованы научно-исследовательские работы по следующим темам:

- Взаимосвязь проблемного использования интернета, читательской мотивации и читательских навыков у обучающихся городских и сельских школ.

- Научно-методическое сопровождение подготовки педагогов к формированию культуры рационального питания обучающихся.

- Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников.

- Проектирование единого образовательного пространства для изучения математики и точных наук на русском языке в Малайзии с использованием моделей центров открытого образования.

- Комплексный культурно-исторический и социологический анализ системы образования Афганистана.

- Методологические основы оценки эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования.



Применение на практике результатов интеллектуальной деятельности, электронных баз данных и программ ЭВМ, созданных в АлтГПУ и имеющих государственную регистрацию, обеспечивают комплексную оценку качества подготовки учителя в вузе, проведение мониторинга инноваций в системе общего образования, оценку эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования, управление развитием личности одаренных детей и потенциала школьников в регионе.

По словам Натальи Матвеевой, ученые вуза в 2025 году сосредоточатся на развитии междисциплинарных исследований в области педагогики, наук об образовании, естественных и социогуманитарных наук.

«Деятельность научных школ АлтГПУ будет направлена на решение методологических и практических вопросов управления инновационным развитием системы образования, современного математического и естественно-научного образования, раскрытие психолого-педагогических, социально-философских и научно-методических аспектов развития образования и социализации личности, следуя приоритетной тематике НИР, определенной Министерством просвещения Российской Федерации. По государственному заданию Минпросвещения России будет реализована прикладная НИР «Модель непрерывной подготовки преподавателя русского языка как иностранного (международника) (на примере сотрудничества России с Республикой Таджикистан)», – рассказала Наталья Матвеева.

По ее словам, в АлтГПУ продолжат работу коллективы исследователей этнических, социально-экономических, политических и культурных процессов в Южной Сибири и Центральной Азии начиная с древнейших времен и до наших дней. Традиционно важное место в научной программе вуза займут когнитивно-дискурсивные исследования языка и межкультурной коммуникации и реализация их аппликативного потенциала в лингводидактике и переводоведении, а также анализ современных стратегий и методов исследования литературы.

В целях обеспечения научно-технологического и образовательного суверенитета России, образования, развития и воспитания личности обучающихся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, совершенствования содержания образования и технологий обучения и в соответствии с приоритетными научными направлениями, определенными Минпросвещения России, а также потребностями региональной системы образования подразделения АлтГПУ будут реализовывать темы прикладных НИР, связанные с организацией образовательного процесса для разных возрастных групп и работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, разработкой и внедрением современных технологий гражданско-патриотического воспитания обучающихся, обеспечением научно-методического сопровождения работы с родителями, семьей.

Подготовка и профессиональное развитие педагогических кадров, оценка качества педагогического образования посредством внедрения демоэкзамена, поиск эффективных технологий ориентации на профессию учителя, исследование мотивации обучающихся психолого-педагогических классов – эти темы выбраны как приоритетные с целью дальнейшего внедрения результатов НИР в практику непрерывного педагогического образования. К ним также относятся прикладные НИР, связанные с внедрением предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), дальнейшей разработкой методики преподавания русского языка как иностранного, методики преподавания естественно-научных дисциплин, интеграцией лучших российских образовательных практик в деятельность образовательных организаций и центров открытого образования за рубежом.

В 2025 году АлтГПУ запланировал проведение научных исследований проблем цифровой трансформации системы образования, совершенствования содержания общего и педагогического образования, социализации и воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей России, условий реализации каждого человека, его взаимодействие с природой и технологиями.

http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/integraciya-nauki-i-obrazovaniya-dlya-budushchego-/
Made on
Tilda