Коллектив Оренбургского государственного педагогического университета в 2024 году в рамках научно-исследовательской работы по направлению, связанному с патриотическим воспитанием учащихся и студентов, создал теоретическую модель научно-методического сопровождения формирования у подрастающего поколения базовых национальных ценностей с учетом социокультурной среды поликультурного региона. Реализация НИР осуществлялась по госзаданию Минпросвещения России и носила прикладной характер. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.
«Работа над проектом, способствующим формированию у подрастающего поколения базовых национальных ценностей в условиях поликультурного региона, ведется более пяти лет на площадке научно-исследовательской лаборатории воспитания духовно-нравственной культуры личности, открытой при нашем университете. По результатам НИР была издана монография и опубликована серия статей в отечественных научных журналах, в которых ученые вуза проанализировали риски и профессиональные дефициты педагогов, раскрыли эффективные методы работы с детьми по формированию ценностных ориентиров личности, описали систему научно-методического сопровождения преподавателей», – отметила Татьяна Русакова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ОГПУ, руководитель научно-исследовательской лаборатории воспитания духовно-нравственной культуры личности.
По ее словам, в изданных материалах коллектив вуза также предложил решение проблемы формирования у младших школьников ценностного отношения к науке через реализацию педагогического потенциала с использованием пространства технопарка университета, актуализировал роль музыки и изобразительного искусства в создании системы ценностей.
«Значимым компонентом заявленной в рамках НИР проблемы стал поиск способов расширения взаимодействия образовательных организаций и НКО в вопросах воспитания ценностного отношения к окружающему миру, в частности распространения опыта ряда оренбургских школ в ходе реализации социально-образовательного проекта «Школа позитивных привычек» благотворительного фонда «Образ жизни», – сказала профессор кафедры.
Она обратила внимание, что результатом такого сотрудничества с фондом стала организация передвижной выставки «Эстафета добрых дел», направленной на художественное осмысление школьниками темы доброты, милосердия, посильной помощи, вопросов волонтерства и социальной ответственности.
«Кроме того, в учебных организациях региона, включенных в социально-образовательный проект, ОГПУ совместно с представителями фонда провел воспитательное мероприятие «Школа медиаволонтеров «СМИиМЫ». Кураторы-специалисты работали с детскими командами по трем направлениям: «Блогерство», «Журналистика», «Социальные ролики». Также для учащихся начальных классов организовали мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к окружающей среде и ее обитателям, которые учителя впоследствии внедрили в свою педагогическую практику в форматах экотренинга и мастер-класса «Новая жизнь старых вещей», интерактивного урока «Как Рыжик нашел свой дом», занятия «Семья – великая ценность» по фильму В. Рунцовой «Теленок», проведенного в киношколе, и др.», – подчеркнула Татьяна Русакова.
Она рассказала, что дальнейшая реализация проекта связана с включением темы НИР в деятельность НИЛ в целях консолидации усилий научного сообщества, педагогов школ и ДОУ в создании оптимальных условий для духовно-нравственного развития детей, молодежи и взрослого населения Оренбуржья на основе изучения механизмов преемственности воспитания духовно-нравственной культуры личности в системе непрерывного образования, разработки научно-методических проектов и рекомендаций, содействия повышению качества воспитания подрастающего поколения оренбуржцев.
По словам профессора кафедры, в рамках исследования планируется создание информационного банка педагогических методик и воспитательных технологий, а также организация мероприятий, направленных на координацию и консолидацию деятельности всех заинтересованных образовательных организаций Оренбургской области, работающих в контексте решения проблем духовно-нравственного воспитания личности в условиях поликультурного и поликонфессионального региона.
«Продолжается разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, ориентированных на подготовку педагогов к формированию у школьников разного возраста базовых национальных ценностей средствами учебных дисциплин и внеурочной деятельности. В рамках проекта уже разработана программа «Организация пространства и деятельности школьного музея». На стадии подготовки находятся программы, актуализирующие потенциал искусства, а также направленные на интеграцию воспитательных компонентов, в том числе касающихся формирования базовых национальных ценностей, в непосредственно образовательный процесс, что позволит отойти от малоэффективного в данном вопросе мероприятийного подхода», – сказала руководитель НИЛ.
Также в 2025 году будет организована работа секции на традиционном научном форуме Института дошкольного и начального образования «Наука и молодежь – 2025», пройдут научные семинары для педагогов области, продолжится взаимодействие с НКО и культурными учреждениями города.
Профессор кафедры отметила, что особое внимание в дальнейшей работе планируется уделить духовно-нравственному воспитанию студентов.
«Будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях возможности и ресурсы будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе. От того, какими ценностями будут руководствоваться молодые профессионалы и молодые родители, зависит будущее нашей страны», – заключила Татьяна Русакова.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-orenburgskogo-pedvuza-v-ramkah-nir-predloz/
«Работа над проектом, способствующим формированию у подрастающего поколения базовых национальных ценностей в условиях поликультурного региона, ведется более пяти лет на площадке научно-исследовательской лаборатории воспитания духовно-нравственной культуры личности, открытой при нашем университете. По результатам НИР была издана монография и опубликована серия статей в отечественных научных журналах, в которых ученые вуза проанализировали риски и профессиональные дефициты педагогов, раскрыли эффективные методы работы с детьми по формированию ценностных ориентиров личности, описали систему научно-методического сопровождения преподавателей», – отметила Татьяна Русакова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ОГПУ, руководитель научно-исследовательской лаборатории воспитания духовно-нравственной культуры личности.
По ее словам, в изданных материалах коллектив вуза также предложил решение проблемы формирования у младших школьников ценностного отношения к науке через реализацию педагогического потенциала с использованием пространства технопарка университета, актуализировал роль музыки и изобразительного искусства в создании системы ценностей.
«Значимым компонентом заявленной в рамках НИР проблемы стал поиск способов расширения взаимодействия образовательных организаций и НКО в вопросах воспитания ценностного отношения к окружающему миру, в частности распространения опыта ряда оренбургских школ в ходе реализации социально-образовательного проекта «Школа позитивных привычек» благотворительного фонда «Образ жизни», – сказала профессор кафедры.
Она обратила внимание, что результатом такого сотрудничества с фондом стала организация передвижной выставки «Эстафета добрых дел», направленной на художественное осмысление школьниками темы доброты, милосердия, посильной помощи, вопросов волонтерства и социальной ответственности.
«Кроме того, в учебных организациях региона, включенных в социально-образовательный проект, ОГПУ совместно с представителями фонда провел воспитательное мероприятие «Школа медиаволонтеров «СМИиМЫ». Кураторы-специалисты работали с детскими командами по трем направлениям: «Блогерство», «Журналистика», «Социальные ролики». Также для учащихся начальных классов организовали мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к окружающей среде и ее обитателям, которые учителя впоследствии внедрили в свою педагогическую практику в форматах экотренинга и мастер-класса «Новая жизнь старых вещей», интерактивного урока «Как Рыжик нашел свой дом», занятия «Семья – великая ценность» по фильму В. Рунцовой «Теленок», проведенного в киношколе, и др.», – подчеркнула Татьяна Русакова.
Она рассказала, что дальнейшая реализация проекта связана с включением темы НИР в деятельность НИЛ в целях консолидации усилий научного сообщества, педагогов школ и ДОУ в создании оптимальных условий для духовно-нравственного развития детей, молодежи и взрослого населения Оренбуржья на основе изучения механизмов преемственности воспитания духовно-нравственной культуры личности в системе непрерывного образования, разработки научно-методических проектов и рекомендаций, содействия повышению качества воспитания подрастающего поколения оренбуржцев.
По словам профессора кафедры, в рамках исследования планируется создание информационного банка педагогических методик и воспитательных технологий, а также организация мероприятий, направленных на координацию и консолидацию деятельности всех заинтересованных образовательных организаций Оренбургской области, работающих в контексте решения проблем духовно-нравственного воспитания личности в условиях поликультурного и поликонфессионального региона.
«Продолжается разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, ориентированных на подготовку педагогов к формированию у школьников разного возраста базовых национальных ценностей средствами учебных дисциплин и внеурочной деятельности. В рамках проекта уже разработана программа «Организация пространства и деятельности школьного музея». На стадии подготовки находятся программы, актуализирующие потенциал искусства, а также направленные на интеграцию воспитательных компонентов, в том числе касающихся формирования базовых национальных ценностей, в непосредственно образовательный процесс, что позволит отойти от малоэффективного в данном вопросе мероприятийного подхода», – сказала руководитель НИЛ.
Также в 2025 году будет организована работа секции на традиционном научном форуме Института дошкольного и начального образования «Наука и молодежь – 2025», пройдут научные семинары для педагогов области, продолжится взаимодействие с НКО и культурными учреждениями города.
Профессор кафедры отметила, что особое внимание в дальнейшей работе планируется уделить духовно-нравственному воспитанию студентов.
«Будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях возможности и ресурсы будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе. От того, какими ценностями будут руководствоваться молодые профессионалы и молодые родители, зависит будущее нашей страны», – заключила Татьяна Русакова.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-orenburgskogo-pedvuza-v-ramkah-nir-predloz/