Ученые Тульского государственного педагогического университета (ТГПУ) им. Л.Н. Толстого выявили и классифицировали ключевые личностные факторы, которые определят выбор стратегии преодоления трудностей у учащихся цифрового поколения. Они завершили научно-исследовательскую работу (НИР) по направлению «Современные технологии воспитания. Патриотическое воспитание учащихся и студентов». Результаты НИР утверждены и поддержаны Российской академией наук. О том, как исследование тульского педвуза поможет повлиять на эффективность учебного процесса в школах, рассказал федеральному порталу «Российское образование» ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого Константин Подрезов.
«Мы не можем отрицать того, что цифровая среда стала неотъемлемой частью нашей жизни, а дети, растущие с ней и в ней, отличаются от доинтернетных поколений по психическим особенностям и по тому, как они воспринимают и усваивают знания. Для того чтобы качественно учить школьников цифрового поколения, педагогу необходимо понимать, в чем заключаются эти отличия, какие трудности характерны для каждого возраста и как можно их преодолеть. Коллектив ученых под руководством доцента кафедры психологии и педагогики факультета психологии Елены Декиной исследовал причины трудностей, возникающие у современных детей при обучении, общении, социализации, и выявил личностные особенности, определяющие выбор стратегии преодоления этих трудностей», – отметил Константин Подрезов.
Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого пояснил, что использование комплекса различных методов позволило авторам НИР провести анализ разных этапов образования. Так, для учеников начальной школы характерны трудности в освоении учебных действий, для ребят средней школы – недостаточная самостоятельность в выполнении и постановке учебных задач. Старшеклассники испытывают трудности в выполнении учебно-исследовательской и проектной работы.
«Трудности в общении со сверстниками и взрослыми в учебной и внеучебной деятельности в начальной школе могут привести к отсутствию своего круга общения, в подростковом возрасте – к неумению вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания – в старшем школьном возрасте. Трудности в адаптации в начальных классах могут привести к негативному отношению к школе в подростковом возрасте и неготовности к самостоятельной и ответственной жизни в обществе», – добавил Константин Подрезов.
По мнению ректора, педагог, понимающий, с какими сложностями могут столкнуться «цифровые» дети в процессе обучения, и знающий методики, которые способны помочь ребенку их преодолеть, сможет наладить эффективный образовательный процесс.
«На основе полученных в результате научно-исследовательской работы данных наши ученые создали и апробировали методическое обеспечение к занятиям «PRO умение учиться» для младших школьников, подростков, старшеклассников. Результаты исследования обсуждались на методических объединениях с педагогами, родителями учащихся. Наши материалы могут быть использованы Министерством просвещения Российской Федерации, органами управления образованием, вузами для совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, психологов в области профилактики и коррекции трудностей в обучении школьников – представителей цифрового поколения. Результаты научно-исследовательской работы также можно применить при подготовке Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года, в которой подчеркивается важность создания условий для формирования у учащихся необходимых в будущем компетенций», – подчеркнул Константин Подрезов.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-tulskogo-peduniversiteta-predlozhili-strat/
«Мы не можем отрицать того, что цифровая среда стала неотъемлемой частью нашей жизни, а дети, растущие с ней и в ней, отличаются от доинтернетных поколений по психическим особенностям и по тому, как они воспринимают и усваивают знания. Для того чтобы качественно учить школьников цифрового поколения, педагогу необходимо понимать, в чем заключаются эти отличия, какие трудности характерны для каждого возраста и как можно их преодолеть. Коллектив ученых под руководством доцента кафедры психологии и педагогики факультета психологии Елены Декиной исследовал причины трудностей, возникающие у современных детей при обучении, общении, социализации, и выявил личностные особенности, определяющие выбор стратегии преодоления этих трудностей», – отметил Константин Подрезов.
Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого пояснил, что использование комплекса различных методов позволило авторам НИР провести анализ разных этапов образования. Так, для учеников начальной школы характерны трудности в освоении учебных действий, для ребят средней школы – недостаточная самостоятельность в выполнении и постановке учебных задач. Старшеклассники испытывают трудности в выполнении учебно-исследовательской и проектной работы.
«Трудности в общении со сверстниками и взрослыми в учебной и внеучебной деятельности в начальной школе могут привести к отсутствию своего круга общения, в подростковом возрасте – к неумению вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания – в старшем школьном возрасте. Трудности в адаптации в начальных классах могут привести к негативному отношению к школе в подростковом возрасте и неготовности к самостоятельной и ответственной жизни в обществе», – добавил Константин Подрезов.
По мнению ректора, педагог, понимающий, с какими сложностями могут столкнуться «цифровые» дети в процессе обучения, и знающий методики, которые способны помочь ребенку их преодолеть, сможет наладить эффективный образовательный процесс.
«На основе полученных в результате научно-исследовательской работы данных наши ученые создали и апробировали методическое обеспечение к занятиям «PRO умение учиться» для младших школьников, подростков, старшеклассников. Результаты исследования обсуждались на методических объединениях с педагогами, родителями учащихся. Наши материалы могут быть использованы Министерством просвещения Российской Федерации, органами управления образованием, вузами для совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, психологов в области профилактики и коррекции трудностей в обучении школьников – представителей цифрового поколения. Результаты научно-исследовательской работы также можно применить при подготовке Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года, в которой подчеркивается важность создания условий для формирования у учащихся необходимых в будущем компетенций», – подчеркнул Константин Подрезов.
http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/uchenye-tulskogo-peduniversiteta-predlozhili-strat/