Специалисты Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт развития ребенка) подготовили научно-исследовательскую работу «Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения». О результатах исследования федеральному порталу «Российское образование» рассказали представители организации.
Игорь Криволапчук, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся, доктор биологических наук, уточнил, что фундаментальные основы, заложенные в начале образовательного пути, становятся ключевыми факторами последующего личностного и профессионального роста, определяющими развитие человека на протяжении всей его жизни.
«Возраст поступления в школу в физиологии и психологии развития рассматривается как критический период развития, характеризующийся выраженными морфофункциональными перестройками основных физиологических систем и целостного организма на фоне резкой смены социальных условий в связи с переходом к систематическому обучению. Успешность или неуспешность адаптации к школе на начальном этапе образовательной траектории формирует образ востребованного будущего, последовательное достижение элементов которого составляет основу физического и социально-психологического благополучия (или неблагополучия) индивидуума. Поэтому так важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь», – отметил он.
Заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся подчеркнул, что процесс адаптации детей всегда проходит неравномерно. Применительно к школьной адаптации первоклассников различают три этапа:
Первый – это ориентировочный этап. Ребенок проявляет реакцию своего организма на новые влияния и требования. Этот период длится 2–3 недели.
Второй этап – нестойкое приспособление. Организм ищет наиболее оптимальные ответные реакции на воздействия внешней среды. Продолжительность второго этапа – 4–6 недель обучения.
Третий этап – период устойчивого приспособления. Организм находит наиболее комфортные варианты и пути реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Этот этап наступает спустя 6–8 недель с начала занятий.
Адаптация детей к информационно-образовательной среде современной школы не завершается в первом классе, она с разной степенью интенсивности протекает на протяжении всего периода обучения.
В основу организации исследования был положен комплексный междисциплинарный подход, направленный на изучение приспособительных изменений физиологических, поведенческих и субъективных показателей функционального состояния организма и работоспособности детей на протяжении учебного года с учетом особенностей режима дня и величины учебной нагрузки.
«В условиях естественного эксперимента исследована динамика количественных и качественных параметров умственной работоспособности, осуществлена регистрация показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у обучающихся в процессе учебной деятельности. В ходе исследования установлено, что адаптация к школе, прежде всего к учебным нагрузкам, у значительной части обучающихся первых классов протекает с выраженным напряжением ключевых физиологических систем на фоне развивающегося утомления», – сказал Игорь Криволапчук.
Так, чем выше уровень школьной мотивации и легче протекает адаптация, тем ниже личностная и школьная тревожность первоклассников, вечерний уровень кортизола и активность симпатической нервной системы.
«Использование комплексного междисциплинарного подхода при изучении образовательной нагрузки в динамике учебного дня, недели и учебного года позволило выявить группу детей, требующих особого внимания в период адаптации к школе. В заключение хочу отметить, что результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной оценки рисков неблагоприятных изменений функционального состояния организма первоклассника при адаптации к информационно-образовательной среде современной школы», – подчеркнул Игорь Криволапчук.
Татьяна Параничева, ведущий научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук, отметила, что в недельной динамике умственной работоспособности оптимальные значения большинства показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду.
«Обнаружено, что в первые недели обучения количественные и качественные показатели работоспособности в подавляющем большинстве случаев повышались от понедельника к среде и снижались от среды к пятнице особенно при среднем и высоком их исходном уровне. У обучающихся первых классов интенсивность и качество работы в пятницу снижаются более значительно, чем в другие дни», – сообщила она.
Ирина Ермакова, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук, обратила внимание, что в начале систематического обучения в школе (сентябрь – октябрь) 10% первоклассников имеют низкую мотивацию к обучению в школе, у 25% первоклассников адаптация протекает неблагоприятно, 24% избирательны в общении или не поддерживают контактов с одноклассниками, 22% первоклассников имеют высокую личностную тревожность, а 32% испытывают страх в ситуации проверки знаний.
«Индивидуальный анализ показал, что под влиянием учебной нагрузки в течение учебного года у 40% первоклассников от понедельника к пятнице увеличивается концентрация кортизола после уроков», – добавила она.
Также в Институте развития ребенка сравнили здоровье школьников из ДНР, Калининградской и Кемеровской областей.
https://edu.ru/news/glavnye-novosti/v-institute-razvitiya-rebenka-opredelili-specifiku/
Игорь Криволапчук, заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся, доктор биологических наук, уточнил, что фундаментальные основы, заложенные в начале образовательного пути, становятся ключевыми факторами последующего личностного и профессионального роста, определяющими развитие человека на протяжении всей его жизни.
«Возраст поступления в школу в физиологии и психологии развития рассматривается как критический период развития, характеризующийся выраженными морфофункциональными перестройками основных физиологических систем и целостного организма на фоне резкой смены социальных условий в связи с переходом к систематическому обучению. Успешность или неуспешность адаптации к школе на начальном этапе образовательной траектории формирует образ востребованного будущего, последовательное достижение элементов которого составляет основу физического и социально-психологического благополучия (или неблагополучия) индивидуума. Поэтому так важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь», – отметил он.
Заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры обучающихся подчеркнул, что процесс адаптации детей всегда проходит неравномерно. Применительно к школьной адаптации первоклассников различают три этапа:
Первый – это ориентировочный этап. Ребенок проявляет реакцию своего организма на новые влияния и требования. Этот период длится 2–3 недели.
Второй этап – нестойкое приспособление. Организм ищет наиболее оптимальные ответные реакции на воздействия внешней среды. Продолжительность второго этапа – 4–6 недель обучения.
Третий этап – период устойчивого приспособления. Организм находит наиболее комфортные варианты и пути реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Этот этап наступает спустя 6–8 недель с начала занятий.
Адаптация детей к информационно-образовательной среде современной школы не завершается в первом классе, она с разной степенью интенсивности протекает на протяжении всего периода обучения.
В основу организации исследования был положен комплексный междисциплинарный подход, направленный на изучение приспособительных изменений физиологических, поведенческих и субъективных показателей функционального состояния организма и работоспособности детей на протяжении учебного года с учетом особенностей режима дня и величины учебной нагрузки.
«В условиях естественного эксперимента исследована динамика количественных и качественных параметров умственной работоспособности, осуществлена регистрация показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у обучающихся в процессе учебной деятельности. В ходе исследования установлено, что адаптация к школе, прежде всего к учебным нагрузкам, у значительной части обучающихся первых классов протекает с выраженным напряжением ключевых физиологических систем на фоне развивающегося утомления», – сказал Игорь Криволапчук.
Так, чем выше уровень школьной мотивации и легче протекает адаптация, тем ниже личностная и школьная тревожность первоклассников, вечерний уровень кортизола и активность симпатической нервной системы.
«Использование комплексного междисциплинарного подхода при изучении образовательной нагрузки в динамике учебного дня, недели и учебного года позволило выявить группу детей, требующих особого внимания в период адаптации к школе. В заключение хочу отметить, что результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной оценки рисков неблагоприятных изменений функционального состояния организма первоклассника при адаптации к информационно-образовательной среде современной школы», – подчеркнул Игорь Криволапчук.
Татьяна Параничева, ведущий научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук, отметила, что в недельной динамике умственной работоспособности оптимальные значения большинства показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду.
«Обнаружено, что в первые недели обучения количественные и качественные показатели работоспособности в подавляющем большинстве случаев повышались от понедельника к среде и снижались от среды к пятнице особенно при среднем и высоком их исходном уровне. У обучающихся первых классов интенсивность и качество работы в пятницу снижаются более значительно, чем в другие дни», – сообщила она.
Ирина Ермакова, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук, обратила внимание, что в начале систематического обучения в школе (сентябрь – октябрь) 10% первоклассников имеют низкую мотивацию к обучению в школе, у 25% первоклассников адаптация протекает неблагоприятно, 24% избирательны в общении или не поддерживают контактов с одноклассниками, 22% первоклассников имеют высокую личностную тревожность, а 32% испытывают страх в ситуации проверки знаний.
«Индивидуальный анализ показал, что под влиянием учебной нагрузки в течение учебного года у 40% первоклассников от понедельника к пятнице увеличивается концентрация кортизола после уроков», – добавила она.
Также в Институте развития ребенка сравнили здоровье школьников из ДНР, Калининградской и Кемеровской областей.
https://edu.ru/news/glavnye-novosti/v-institute-razvitiya-rebenka-opredelili-specifiku/